Светлана Герасимович: мы должны думать об интересах людей

Недавно на базе Молодечненского и Вилейского районов под председательством Председателя Совета Республики Новицкого Г.В. прошел республиканский тематический семинар «О повышении уровня работы местных Советов депутатов Минской области с населением и об усилении их влияния на решение вопросов жизнеобеспечения и комплексное развитие территорий».

Его участники обсудили широкий спектр насущных проблем работы с людьми, ознакомились с деятельностью местных Советов депутатов всех территориальных уровней Молодечненского и Вилейского районов по усилению их влияния на развитие территорий. После завершения семинара мы решили предоставить слово председателю Минского областного Совета депутатов, члену Совета по взаимодействию органов местного самоуправления при Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь Светлане Михайловне Герасимович. Ее оценка и понимание проблем развития местного самоуправления будут интересны не только для нашей аудитории, но и для представителей органов местного управления и самоуправления.

Светлана Михайловна, прежде всего благодарю Вас за то, что согласились ответить на наши вопросы. Ведь интересно узнать об итогах республиканского тематического семинара, который прошел на базе Молодечненского и Вилейского районов.

— Я убеждена, что это был содержательный семинар, и надеюсь, что после его проведения мы сможем дать определенный толчок дальнейшей работе с населением в других регионах Минщины. И как бы ни было трудно, но это сегодня, на мой взгляд, одна из важнейших задач, которые призваны решать органы власти и управления, а также органы местного самоуправления. Это, во-первых.

Во-вторых, мы, естественно, будем тщательно рассматривать все те вопросы, которые обозначились в ходе семинара, несмотря на то, что по некоторым направлениям работа шла, но может быть, шла не так интенсивно, как нам хотелось бы.

И, в-третьих, итоги семинара обязывают к тому, чтобы еще раз посмотреть на всю палитру взаимоотношений органов местного управления и самоуправления с органами исполнительной власти. У нас очень много совместных проектов. Взять, к примеру, благоустройство территории сельских населенных пунктов. Если работы по прокладке и ремонту объектов водоснабжения, обслуживанию и содержанию в порядке дорог, электроснабжению — это дело органов исполнительной власти, то работа с людьми по наведению порядка на земле — это депутатская обязанность. В результате совместных усилий многие наши деревни и поселки  стали гораздо красивее. Например, радуют глаз своей ухоженностью населенные пункты Першайского и Сугвоздовского сельсоветов, Раковского и Ивенецкого поссоветов Воложинского района, Заостровечского и Морочского сельсоветов Клецкого района, Городейского, Грицкевичского, Козловского и Сновского сельсоветов Несвижского района, Серяжского сельсовета Слуцкого района, Новодорожского, Щитковского и Языльского сельсоветов Стародорожского района.

 — Продолжая Вашу мысль, хочу все же спросить: есть ли какой-то особый вопрос, который после проведения республиканского семинара входит в число приоритетов?

— Вы знаете, мне кажется, на сегодняшний день основной приоритет — продвижение по всем тем направлениям, которые мы для себя уже давно определили. Что я имею в виду? Прежде всего, это повышение уровня работы с населением. От этого во многом будет зависеть обустроенность населенных пунктов, выполнение социальных стандартов и производственных показателей, безопасность людей, в конечном итоге — качество их жизни. Вот это, наверное, в юридическом и в организационном плане и был основной приоритет семинара.

Второе направление — это повышение авторитета и значимости органов местного самоуправления, создание условий для их успешной деятельности, в том числе в решении вопросов жизнеобеспечения людей. Для этого в поле зрения областного Совета находятся 22 районных и один городской Совет депутатов, 294 сельских, 17 поселковых и 2 городских (городов районного подчинения) Совета депутатов, которые насчитывают 4720 депутатов.

У нас есть приоритеты и несколько иного уровня, по которым мы традиционно работаем.

— Вы, видимо, имеете в виду взаимоотношения с органами территориального общественного самоуправления?

— Совершенно верно, мы организуем работу около четырех тысяч органов территориального общественного самоуправления (старейшин, домовых и уличных комитетов и т.д.). Этим мы занимаемся повседневно, и здесь гораздо больше позитивов, чем проблем. Скажу лишь то, что тесное сотрудничество с органами территориального общественного самоуправления помогает оперативно решать многие жизненно важные вопросы людей и населенных пунктов в целом.

— В связи с этим еще вопрос. Расскажите подробно об основных направлениях работы областного Совета депутатов.

— Что касается непосредственно областного Совета депутатов, то это в настоящее время 59 депутатов, объединенных в 5 постоянных депутатских комиссий. За прошедший период проведено 12 сессий областного Совета, рассмотрено 110 вопросов, по ним приняты соответствующие решения. Вопросы, выносимые на рассмотрение сессии, предварительно обсуждаются на заседаниях постоянных депутатских комиссий, рабочих групп. Стали чаще использовать предоставленное нам право заслушивать на сессиях отчеты руководителей служб и организаций, должностных лиц по выполнению ранее принятых решений и по другим вопросам. В работе помогает и то, что сессии областного Совета депутатов, как правило, выездные.

— Что значит, как правило, выездные сессии?

 — Мы ставим перед собой задачу посетить тот регион, вопросы по которому выносятся на рассмотрение данной сессии, то есть на месте изучить положение дел. Например, в Копыльском районе проанализировали роль Советов депутатов первичного и базового уровней в реализации Директивы Президента Республики Беларусь № 1, в Мядельском — ознакомились с работой по наведению порядка и благоустройству населенных пунктов, а также с использованием новых видов источников электроэнергии в свете Директивы Президента республики Беларусь № 3, в Несвижском — изучили ход выполнения государственной программы возрождения и развития села.

Кроме того, президиумы областного и районных Советов депутатов держат под контролем реализацию критических замечаний, отчеты депутатов перед избирателями. Как видите, на лицо стройная система работы по подготовке и проведению сессий областного Совета депутатов.

— Значит сегодня можно с уверенностью сказать, что практика проведения выездных сессий прижилась в деятельности не только областного, но и районных, и сельских, и поселковых Советов депутатов.

— Да, правильно. Такой подход, дает, на мой взгляд, положительные результаты.

— А вот как строится работа областного Совета с областным и районными исполнительными комитетами , с председателями исполкомов первичного уровня?

— Работаем в тесном контакте. Более того, я считаю, что за последнее время сложившаяся система взаимоотношений с областным и районными исполнительными комитетами и с председателями исполкомов первичного уровня показала свою эффективность. Я об этом уже говорила во время семинара. И думаю, что сегодня ответственность депутатов, которые вносят свой вклад в социально-экономическое развитие Минщины, заключается в том, чтобы выработать набор таких правил, которые помогали бы совместно разрешать возникающие проблемы. Ведь не случайно во время моего выступления был использован термин «совместный подход к проблеме».

Уверена, что только в объединении усилий состоит залог успеха всей нашей работы. В этом плане уже сделано немало: заметны улучшения в здравоохранении, образовании и агропромышленном комплексе. Растут уровень и качество жизни наших граждан, особенно сельчан. Например, средняя заработная плата в апреле 2008 года составила 792 тысячи рублей. Только за 2007 год в области сдано в эксплуатацию 896,4 тысячи квадратных метров жилья, за январь — апрель текущего года — 341 тысяча квадратных метров. Поэтому для достижения поставленных целей мы системно координируем свою работу по всем вопросам повестки дня.

— А какие конкретные направления совместной работы вы можете назвать?

— Во-первых, депутаты Советов депутатов всех уровней вникают в решение проблемы занятости и трудоустройства людей. Реализация программы содействия занятости населения позволила в текущем году сократить безработицу до 1 %.

Во-вторых, мы взяли на себя функцию разъяснения закона «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях некоторых категорий граждан». Именно депутаты активно работают в комиссиях по оказанию адресной социальной помощи, проводят обследования семей и помогают принимать решения по этим непростым вопросам. Мы понимаем, что представители органов местного управления и самоуправления призваны решать проблемы населенных пунктов, которых на Минщине более пяти тысяч. И в первую очередь эти проблемы решаются путем наполнения сельских бюджетов. Указ Президента Республики Беларусь от 12 января 2007 г. № 21 «О повышении роли органов местного управления и самоуправления в решении вопросов жизнеобеспечения населения» впервые нормативно закрепил понятие «бюджет первичного уровня», определил порядок его формирования, конкретные источники поступления в него местных налогов и сборов, других доходов.

В-третьих, в поле зрения депутатов и председателей местных Советов депутатов находятся вопросы реализации Государственной программы возрождения и развития села на 2005 — 2010 годы . Ход ее выполнения мы уже рассмотрели на сессии в Несвижском районе. Было отмечено, что с созданием агрогородков (введено 133, всего планируется 325) в области разрушен стереотип о том, что жизнь сельских жителей с точки зрения организации быта и досуга устроена хуже, чем у горожан. Следить за тем, чтобы агрогородки действительно соответствовали своему назначению — это задача не только исполнительных комитетов, но и Советов депутатов, старейшин, других органов территориального общественного самоуправления.

В-четвертых, наряду с этим не забываем мы и о маленьких деревеньках, где в основном живут пожилые люди. Наша забота о том, чтобы к ним регулярно приезжала автолавка, доходил общественный транспорт, доставлялось топливо, вовремя прибывал социальный работник.

— А насколько полно местные Советы депутатов участвуют в реализации государственной политики в области оказания помощи индивидуальным хозяйствам граждан? Или это проблема не местных Советов депутатов?

— Да, это тоже одна из ключевых проблем, которой мы плотно занимаемся и учитываем в своей работе. Вопросы развития личных подворий, дающих, кстати, значительную часть сельхозпродукции, находятся на повседневном контроле и у руководства области. Как лучше организовать работу, чтобы продукцию от личных подворий взять и сохранить, — это важный вопрос и для Советов депутатов. В этом плане интересен опыт Любанского, Несвижского и Слуцкого районов. Что же касается показателей, то за пять месяцев текущего года в области закуплено более двадцати четырех тон молока или 100,9 % к январю — маю 2007 года, на одну корову почти 600 кг, это плюс 124 кг к соответствующему периоду прошлого года.

— Органам местного самоуправления явно не хватает денег, причем эта проблема медленно решалась на законодательном уровне. Глава государства своим указом предоставил определенные возможности для зарабатывания финансовых средств, стимулирования развития хозяйственной и экономической деятельности на низовом уровне. Как здесь обстоят дела?

— Вы задаете правильный вопрос. Но пока, к сожалению, бюджеты Советов депутатов первичного уровня только на 20 % состоят из собственных поступлений, но мы ведем целенаправленную работу по изменению ситуации. Только за счет продажи в 2008 году земель с аукционов в бюджет уже поступило более 31 млрд. рублей.

— Сегодня существует некая проблема с нехваткой квалифицированных кадров на селе. Так, в сельских Советах депутатов наблюдается дефицит специалистов, которые в полном объеме готовы к новым принципам работы. Что Вы делаете в этом направлении?

— Я думаю, что местные Советы депутатов в целом укомплектованы вполне подготовленными и работоспособными специалистами. Другой вопрос, что, действительно, по ряду направлений своей деятельности Советы депутатов сегодня нуждаются в приливе свежих сил, которые смогли бы на более высоком организационном и правовом уровне обеспечить выполнение поставленных перед ними непростых задач. Мы понимаем, что Советам не хватает и мобильности в принятии решений. В этом смысле, конечно, иногда возникают проблемы, но мы не только их видим, но и предпринимаем различные шаги, чтобы выправить ситуацию. Например, учитывая требования Указа Президента Республики Беларусь № 21, много внимания уделяем повышению квалификации работников местных Советов депутатов , в том числе и депутатов  областного Совета. В 2007 году для них проведены четыре семинара, в 2008 году — уже два. Обмен опытом в ходе семинаров и посещение регионов, безусловно, дополнили полученные депутатами знания. Для председателей районных и городских Советов депутатов ежемесячно проводится учеба в форме семинаров-совещаний. Председателей сельских, поселковых и городских Советов депутатов, а их у нас 313, собираем на семинары ежеквартально. Очень много в этом вопросе зависит от органов государственной власти, которые, надо признать, понимают значимость вопроса и организуют процесс обучения представителей органов местного управления и самоуправления.

— Известно, что областной Совет и местные Советы депутатов много внимания уделяют работе по повышению качества социальных стандартов. В чем ее суть?

— В этом плане сделано немало. Но еще есть недоработки, например, в функционировании бань, в организации бытового обслуживания населения. Нас также волнуют проблемы, связанные с эксплуатацией дорог, систем водоснабжения и уличного освещения. Важно, что Указом № 21 привлечено внимание соответствующих органов власти и управления к проблеме их балансовой принадлежности, а, следовательно, к решению вопросов их содержания и обслуживания.

— В Минской области много пустующих и ветхих строений. Действует Указ Президента Республики Беларусь № 70 «О мерах по упорядочению учета и сокращению количества пустующих и ветхих домов с хозяйственными и иными постройками в сельской местности». А как на практике местные Советы депутатов участвуют в его реализации?

— Надо сказать, что депутаты Советов депутатов всех уровней участвуют в работе по сносу ветхих и пустующих строений. Они не только входят в состав соответствующих комиссий, но и оказывают помощь в розыске собственников домов и наследников, содействуют в поиске организаций, которые могут выполнить работу по сносу домов, определяют способ дальнейшего использования рекультивированных участков. В 2007 году приняты решения о сносе 4 тысяч домов. За 1 квартал 2008 года уже снесено 972 пустующих ветхих дома, признанных непригодными для проживания. Работа в этом направлении продолжается и, решением сессии областного Совета депутатов на эти цели в 2008 году в бюджете области предусмотрено 2,5 млрд. рублей. Как видим, Советы депутатов берут на себя решение самых сложных задач. Например, Советами депутатов налажена работа по спиливанию аварийно опасных деревьев. Только за март 2008 года в области убрано более двух тысяч таких деревьев. Особенно активно в этом направлении поработали в Солигорском, Минском и Дзержинском районах. Это как раз тот случай, когда на решение проблемы вышли всем депутатским корпусом.

Во исполнение Указа Президента Республики Беларусь № 58 «О некоторых вопросах изъятия и предоставления земельных участков» органами местного управления и самоуправления первичного уровня принимаются меры по наведению порядка на земле. Для этих целей мы инициировали проведение 15 и 22 марта 2008 года общеобластных субботников . Подворные обходы также способствуют привлечению жителей к решению данных проблем . В итоге в надлежащий вид приведен ряд населенных пунктов Копыльского, Логойского, Столбцовского, Узденского и других районов.

— Мы уже говорили о деятельности органов местного самоуправления, их финансировании и возможностях в решении тех или иных вопросов. Наверное, нужно сказать, что у органов местного самоуправления есть и ответственность перед гражданами. Как это осуществляется на практике?

— Собственно говоря, здесь нет ничего нового. Наш подход в этой части известен: депутат обязан знать положение дел и существующие проблемы по каждому населенному пункту своего региона, если хотите, по каждому жителю, проживающему на его территории. Кроме того, должен вносить конкретные и взвешенные предложения по их разрешению. На мой взгляд, это аксиома, не требующая доказательства.

В связи с этим хочу затронуть вопрос о повышении ответственности депутатов перед избирателями. Вы сказали, что собираетесь усиливать работу в этом направлении. Какие конкретные меры уже предприняты?

— Я неоднократно об этом говорила и скажу еще раз, что пренебрежение к людям сильно вредит всем нам и с этим надо серьезно бороться. Что же касается ответственности депутатов перед своими избирателями, то это совокупность их действий и поступков, которые должны быть направлены на выполнение своих программных обещаний, данных во время предвыборной компании.

В области в этом плане делается многое. Прежде всего, за каждым поселковым и сельским Советами депутатов закрепили рабочие группы, созданные из числа руководящих работников райисполкомов и районных организаций. В них включили, конечно, и депутатов Советов депутатов всех территориальных уровней. Они в контакте с представителями органов здравоохранения, внутренних дел и других заинтересованных ведомств занимаются профилактикой правонарушений и пьянства в населенных пунктах, посещают неблагополучные семьи, проводят собрания с участием родителей. В прошлом году практику такой работы мы обобщили в Узденском районе.

Каждую вторую среду месяца проводятся Дни депутата . В этот время депутаты встречаются с населением своих избирательных округов, идут к ветеранам и инвалидам, на месте определяют, какая помощь нужна человеку и кто должен ее оказать. В проведении этих мероприятий нередко принимают участие члены Совета Республики и депутаты Палаты представителей.

Действенным инструментом повышения роли и ответственности депутатов стали р егиональные собрания депутатов всех территориальных уровней. Рассказать депутатам о состоянии дел в регионах и через них донести информацию до людей — вот главная задача, которую решают эти собрания.

В области ежемесячно проводятся и Д ни Советов депутатов. В ходе их посещаются социальные и коммунальные объекты, изучается ход реализации мероприятий по благоустройству населенных пунктов и наведению порядка на земле .

И, наконец, широко используем меры пропагандистского характера. Речь, конечно, не идет о том, чтобы делать это в форме примитивной пропаганды. Тем не менее, мы стараемся показать людям роль депутатского корпуса в решении их вопросов. Так, для информирования населения о работе сельских и поселковых Советов депутатов и их исполнительных комитетов практикуем издание газет настенного формата. Они размещаются, как правило, в наиболее посещаемых жителями местах. Опыт такой работы уже накоплен в Стародорожском и Воложинском районах. Расширена практика заслушивания отчетов депутатов и председателей Советов депутатов не только перед избирателями, но и перед своими коллегами. Только на заседаниях постоянных комиссий облсовета уже отчиталось более 20 депутатов областного Совета депутатов.

— В заключение еще один вопрос. Как осуществляется контроль за рассмотрением писем и заявлений граждан?

— Важной формой такого контроля являются обращения самих депутатов . Так, учитывая просьбы населения и обращения депутатов, за счет средств областного бюджета построены бассейн в г. Вилейка, Центр досуга в г.п. Радошковичи Молодечненского района, баня в г. Марьина Горка Пуховичского района, Минский областной краеведческий музей в г. Молодечно, амбулатория с дневным стационаром и Дом свободного времени в дер. Занарочь Мядельского района, больница и физкультурно-оздоровительный комплекс в г.п. Старобин Солигорского района.

Считаю, что позитивную роль в решении людских проблем должен сыграть объявленный областным Советом депутатов конкурс среди сельских, поселковых и городских (городов районного подчинения) Советов депутатов, а также органов территориального общественного самоуправления по своевременному и качественному решению вопросов жизнеобеспечения населения.

Беседовал Л.Матрашило

Ссылка по теме:

Сенаторы ознакомились с организацией работы местных Советов депутатов Минской области с населением >>>