Вступительное слово Председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Кочановой Н.И. на заседании CВОМС
Уважаемые участники заседания!
Уважаемые коллеги!
Традиционно на повестку Совета по взаимодействию органов местного самоуправления при Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь мы выносим наиболее актуальные вопросы, которые имеют общественный резонанс, те, которые с точки зрения тенденций времени способны влиять на эффективное социально-экономическое развитие нашей страны.
Сегодня мы вынесли такой вопрос на очередное заседание нашего Совета: «О совместной работе, проводимой природоохранными организациями, органами местного управления и самоуправления, а также иными государственными органами по эффективному использованию и охране природных ресурсов».
Обращение с бытовыми отходами, вторичным сырьем, рациональное использование земель, сохранение биологического разнообразия, охрана воды и воздуха, здоровье нации, благоприятная среда для проживания — вот далеко неполный перечень вопросов, которые мы с вами уже рассмотрели на заседаниях СВОМС, ЭКС, экспертного совета, который проводится в Совете Республики.
Важность рассмотрения различных аспектов совместной деятельности природоохранных организаций, органов местного управления и самоуправления — не вызывает сомнений. Это абсолютно соответствует требованиям Главы государства и решению VI Всебелорусского народного собрания — без благоприятной окружающей среды и экологической безопасности развитие в принципе не представляется возможным.
Мы уже во второй раз проводим мероприятие в Брестской области. Хочу высказать слова признательности и благодарности Юрию Витольдовичу Шулейко, всему руководству Брестской области.
Конечно, мы искренне признательны руководству «Санта Бремор», которое мы посетили. Это предприятие является не только флагманом перерабатывающей промышленности, но эту группу компаний знают далеко за пределами нашей страны.
Применяемые на этом производстве современные технологии позволяют сохранять экологическое благополучие не только этого региона, но в целом и области. Мы увидели в реалиях, как можно мониторить ситуацию, которая сегодня складывается в мире. Применяя суперсовременные технологии можно сократить тяжелый ручной труд, можно сократить выбросы в атмосферу, очищать стоки производств до практически питьевого качества.
Но этим надо заниматься и заниматься серьезно. Одна из рекомендаций, которая сегодня будет дана республиканским органам государственного управления, которые занимаются данными вопросами, — показывать эти современные технологии и мотивировать руководство предприятий решать задачи именно в таком направлении.
Уважаемые участники заседания!
В современном стремительно меняющемся мире с присущей ему высокой степенью конфликтности, иррациональности и неопределенности социум все чаще забывает о своей первичной сущности. Человек — одухотворенная часть природы, «самосознание вселенной», отсутствие которой лишает смысла существование не только его самого, но и всего мироздания.
Вероятно, еще никогда вопрос о преодолении глобального экологического кризиса и, соответственно, — о качественном сохранении человеческой цивилизации не стоял так остро.
В своем выступлении на пленарном заседании Всемирного саммита по борьбе с изменением климата Президент Республики Беларусь, глубокоуважаемый Александр Григорьевич Лукашенко, подчеркнул судьбоносную важность объединения усилий мирового сообщества во имя будущего «планеты Земля — нашего общего дома».
Как всегда честно и открыто были названы первопричины глобального вызова, главная из которых — это «отсутствие чувства меры в стремлении к геополитическому превосходству тех, кто провоцирует и разжигает очаги войн в разных уголках планеты».
Белорусский Лидер предостерег: «Давайте действовать. Не начнем действовать — природа заставит нас жить по ее законам». Хочется надеется, что нашего Президента услышали, потому как жизнь показывает: прогнозы Главы нашего государства всегда сбываются.
В нашей стране охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов традиционно относятся к числу приоритетных направлений государственной политики.
Беларусь является добросовестной и ответственной участницей большинства универсальных и региональных природоохранных соглашений, активно взаимодействует по вопросам создания международной эколого-правовой системы.
На национальном уровне создана солидная законодательная база, приняты стратегии в области охраны окружающей среды, управления водными ресурсами в условиях изменения климата, развития геологической отрасли и интенсификации рационального освоения минерально-сырьевой базы, научно-технического и инновационного развития в области охраны окружающей среды и устойчивого использования природных ресурсов.
О самом серьезном отношении к природе свидетельствует норма прямого действия Конституции Республики Беларусь (статья 46), согласно которой «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права. Государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды».
Решением республиканского референдума данная норма была расширена указанием на мирные цели развития атомной энергетики и обеспечение безопасности при производстве и использовании атомной энергии.
Ввиду усиливающихся угроз человеческому благополучию, вызванных старением населения, высокой смертностью, нехваткой ресурсов, истощением экосферы, изменением климата и ростом техногенной нагрузки на природу, а также увеличением количества и масштабов чрезвычайных ситуаций, в проекте новой Концепции национальной безопасности Республики Беларусь впервые выделены такие виды национальной безопасности, как биологическая и экологическая.
Уверена, что после широкомасштабного обсуждения данный стратегический документ будет поддержан делегатами Всебелорусского народного собрания.
Это сегодня очень важно для развития всего человечества.
Вопросы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов — одно из приоритетных направлений деятельности Совета Республики.
Только за период с 2020 по 2023 годы скорректированы Кодекс о недрах, Лесной кодекс, законы «Об охране окружающей среды», «Об охране атмосферного воздуха», «О гидрометеорологической деятельности», «Об обращении с отходами», «О карантине и защите растений», законы по вопросам охраны окружающей среды и природопользования, обеспечения единства измерений и охраны водных ресурсов, государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду. При этом большинство из перечисленных законов были предметом обсуждения на действующем при Совете Республики экспертном совете с приглашением заинтересованных и тех специалистов, которые занимаются этой проблематикой.
В настоящее время парламентарии работают над изменениями в законы «Об обращении с генетическими ресурсами», «О мелиорации земель», «Об обращении с отходами».
Прошу всех внимательно изучить эти законопроекты и при необходимости высказать нам свои предложения.
Члены Совета Республики принимают содержательное участие в работе над проектом концепции Экологического кодекса Республики Беларусь, завершение которой предусматривается планом подготовки проектов законодательных актов на 2024 год. Ожидается, что кодификация законодательства в области охраны окружающей среды и рационального природопользования позволит не только решить юридические задачи, но и получить положительные социальные и имиджевые эффекты.
Проводимая работа с населением свидетельствует о высокой социальной чувствительности к экологической проблематике. Хотя доля таких обращений, как правило, незначительна, но они для нас очень важны.
Прежде всего поднимаемые вопросы обусловлены обеспокоенностью человека за базовые ценности — жизнь, здоровье, безопасность, реже — нарушением социальных норм поведения или нежеланием изменять привычную среду проживания и образ жизни.
Члены Совета Республики активно участвуют в межпарламентских и международных мероприятиях, посвященных экологической проблематике.
В частности, мы являемся соразработчиками модельных законодательных актов Содружества Независимых Государств в данной области. Наши выступления прозвучали на 55-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ по вопросам совершенствования нормативной правовой базы Содружества в сфере экологии и природопользования, X Невском международном экологическом конгрессе на тему «Разработки национальных стратегий и приоритетов в сфере охраны окружающей среды».
На системной основе вопросы экологического благополучия рассматриваются сквозь призму достижения Целей устойчивого развития. Члены Совета Республики принимали участие в Саммите ООН по Целям устойчивого развития, втором Глобальном форуме по межпарламентскому сотрудничеству в достижении Целей устойчивого развития, втором Бакинском форуме по устойчивому развитию, 147-й Ассамблее Межпарламентского союза на тему «Парламентские действия в интересах мира, справедливости и сильных институтов». Под руководством Национального координатора по достижению ЦУР — заместителя Председателя Совета Республики Бельского Валерия Ивановича — проводятся соответствующие советы.
Несомненно, предпринимаемые государством выверенные и последовательные шаги в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования позволяют сохранять значительную часть природных местообитаний в первозданном виде и достигать успехов в обеспечении экологического благополучия освоенных территорий.
Мы можем гордиться своими достижениями по развитию мирного атома, возобновляемой энергетики и электротранспорта, строительству экологичного жилья, внедрению в экономику низкоуглеродных и энергоэффективных технологий, восстановлению территорий, пострадавших от радиоактивного загрязнения в результате аварии на Чернобыльской АЭС.
Вы знаете, как много наше государство и власти подвергались критике, когда решался вопрос о строительстве атомной станции. Тогда говорили, что это грязные технологии. Сегодня весь мир уже говорит о том, что атомные станции — чистые технологии. И вы видите, какое количество государств идет по этому пути.
Выстроена и успешно функционирует система лесоразведения и лесовосстановления. Ликвидируются дисбалансы в проведении мелиоративных мероприятий. На научной основе сохраняются и возрождаются болотные комплексы — легкие Европы.
Наша страна выгодно отличается своей природной чистотой и уникальностью и для многих может являться примером. Это непреходящая ценность, подлинно народное достояние и одно из главных достижений суверенной Беларуси, которое мы обязаны не только сохранить, но и приумножить.
Уважаемые участники заседания!
Прежде чем перейти к заслушиванию докладов, хочу отметить несколько приоритетных направлений, по которым нам вместе предстоит работать, чтобы Беларусь оставалась такой же экологически благополучной.
1. В силу комплексного межведомственного характера рассматриваемых вопросов усилий только профильных министерств — Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды и Министерства лесного хозяйства — явно недостаточно. Ключевую роль необходимо отводить местным органам власти, которые непосредственно взаимодействуют с населением и работают здесь, «на земле», хорошо знают специфику своего региона и реализации государственной политики на местах.
Вносите предложения по совершенствованию системы нормирования, стандартизации, сертификации, лицензирования, мониторинга окружающей среды, аудита, учета природных ресурсов, контроля, ответственности или любому другому вопросу. Это необходимо. План подготовки проектов законодательных актов на 2024 год утвержден. Но мы можем не ограничиваться этими рамками. Если необходимо вносить дополнения и изменения по назревшим вопросам, — пожалуйста. Главное, чтобы от вас исходила инициатива.
2. Текущие геополитические реалии и глобальная экономическая ситуация подталкивают нас к ускоренному развитию инноваций, внедрению «зеленых» технологий, производств «замкнутого цикла». Решение обозначенных задач предполагает в том числе сближение науки с актуальными потребностями народно-хозяйственного комплекса и развитие необходимого для этого кадрового потенциала, а также усиление кооперации со странами — стратегическими партнерами нашей страны.
Местные органы власти должны подсказывать нашим ученым, какие ниши еще не заняты, какие решения и технологии наиболее востребованы, не противопоставляя при этом охрану окружающей среды и получение прибыли от экономики.
Со своей стороны мы готовы оказать содействие в урегулировании работы с республиканскими органами власти, быть связующим звеном, вносить свои предложения и инициативы.
3. Система образования и воспитания должна формировать бережное отношение к природе и ответственность перед последующими поколениями с одновременным отторжением потребительского мировоззрения, а экологический патриотизм — выступать одним из столпов национальной культуры.
Человек, осознающий себя частью природы, искренне ратует за сохранение и приумножение традиционных и семейных ценностей, обеспечение преемственности, продолжение человеческого рода, а за этим — демографическая безопасность и здоровье нации, ее будущее.
4. Экологическая повестка — благодатная тема для развития конструктивной социальной активности и расширения коммуникации государства и общества.
Необходимо создавать условия для реализации экологоориентированных гражданских инициатив, в том числе за счет грантов, волонтерского движения, государственно-частного партнерства.
На конкретных позитивных примерах надо воспитывать у наших граждан культуру участия в общественных обсуждениях и процессе принятия решений. Представляется, что более заметной в этом деле должна быть роль политических партий и иных общественных объединений.
5. Экологическое информирование и просвещение должно быть содержательнее с идеологической точки зрения. Наши граждане должны знать и гордиться уникальным природным достоянием Беларуси, а за рубежом — по достоинству ценить роль белорусских территорий в качестве важного природного звена как минимум в пределах евразийской экосистемы.
Даже в условиях беспрецедентных геополитических вызовов наше государство неизменно защищает экологическое благополучие — не только свое национальное, но и региональное и глобальное.
6. Надо решительнее продвигать экологическую повестку в рамках международной деятельности, в том числе работы групп дружбы, межпарламентских комиссий. Экологическая дипломатия, способная преодолевать любые межгосударственные, культурные, цивилизационные барьеры, наряду с женской и молодежной, может стать гибким инструментом для выстраивания политического диалога и установления новых контактов со всеми, кому небезразлично будущее нашего дома — планеты Земля.
Полагаю, что практика принятия членами Совета Республики, руководством профильных министерств, местных органов управления и самоуправления совместных заявлений подчеркнет всеобщую значимость обозначенной проблематики.
Убеждена, что таким компетентным составом мы сможем выработать конкретные практические рекомендации, которые будут учтены в работе министерствами, предприятиями, местными органами власти, общественными организациями и средствами массовой информации. Будем признательны за ваши предложения и инициативы.