Справка о практике работы местных Советов депутатов по реализации Государственной комплексной программы развития регионов, малых и средних городских поселений Республики Беларусь на 2007 — 2010 годы

Изучив практику работы местных Советов депутатов по реализации Государственной комплексной программы развития регионов, малых и средних городских поселений Республики Беларусь на 2007 — 2010 годы (далее — Комплексная программа), утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 7 июня 2007 г. № 265, следует отметить следующее.

Комплексная программа разработана на основе Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 — 2010 годы, территориальных программ социально-экономического развития регионов (областей), поселков городского типа и городов районного подчинения с численностью населения до 50 тысяч человек, утвержденных Советами депутатов областного и базового уровней.

Реализуется она в основном путем:

  • разработки и утверждения на сессиях местных Советов депутатов годовых прогнозов социально-экономического развития с включением в них разделов по развитию малых и средних городских поселений и соответствующих заданий по созданию рабочих мест, строительству жилья, объектов производственной и социальной инфраструктуры;
  • выделения во всех областных программах разделов по комплексному развитию малых и средних городских поселений;
  • включения во вновь разрабатываемые государственные республиканские программы специальных разделов по развитию малых и средних городских поселений;
  • разработки и ежегодного утверждения Правительством Республики Беларусь мероприятий по реализации Комплексной программы.

Территориальными программами предусмотрены конкретные меры по снижению уровня безработицы, созданию новых производств и рабочих мест, повышению уровня заработной платы, а также определены основные мероприятия по развитию каждого населенного пункта и расположенных в нем организаций. При их разработке и осуществлении в основном учитываются и на практике реализуются пожелания и интересы населения, органов территориального общественного самоуправления, возможности и особенности малых и средних городских поселений. Наиболее активно подобные подходы используют местные Советы депутатов Гродненской и Гомельской областей посредством привлечения к этому депутатов, проведения собраний граждан, «дней открытого письма», анкетирования населения, специальных социологических исследований и т.д.

Главная цель местных Советов депутатов во всей этой работе — не только дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения, но и обеспечение равных и при этом комфортных условий для проживания, работы и сохранения здоровья жителей всех без исключения населенных пунктов независимо от их статуса. Речь идет о 187 населенных пунктах, в том числе 95 поселках городского типа, 73 малых городах, 15 средних городах с численностью населения до 50 тысяч человек. Так, планируется, что номинальная начисленная заработная плата увеличится более чем в 1,9 раза. Численность занятых в экономике средних и малых городских поселений возрастет на 7,1 %. Будет создано более 100 тыс. рабочих мест. Уровень безработицы снизится в городских поселениях всех областей, кроме Минской области (0,8 %), до 1 % к экономически активному населению.

Свою роль местные Советы депутатов в реализации Комплексной программы выполняют путем предоставления льгот, прежде всего по налогу на недвижимость, земельному налогу и налогу за использование природных ресурсов для организаций, осуществляющих инвестиционные проекты с целью выпуска конкурентоспособной продукции и дополнительного создания новых рабочих мест. Решения по указанным вопросам принимаются ими по мере необходимости. Подобная практика работы местных Советов депутатов наработана почти в каждой области.

Вместе с тем при разработке соответствующих разделов программ в Гродненской и Витебской областях, как правило, определяется перечень наиболее проблемных городов и предприятий, которые в силу ряда причин оказались в более сложной ситуации или же являются градообразующими. К примеру, в Гродненской области — это город Березовка, имеющий одно градообразующее предприятие ОАО «Стеклозавод «Неман», города Мосты, Свислочь, поселок Кореличи. Серьезными проблемами этих населенных пунктов являются относительно высокий уровень безработицы, более низкие доходы населения и менее развитая социальная инфраструктура. В результате предоставленных льгот только в этих городах высвобождено денежных средств на общую сумму свыше 16,5 млрд. рублей. Так, с целью стабилизации финансово-хозяйственной деятельности на ОАО «Стеклозавод «Неман» проводятся комплексное техническое перевооружение и реконструкция производства, что позволит увеличить объемы производства к 2010 году на 43 %. Всего же в городе планируется создать 324 новых рабочих места, значительно повысив при этом уровень заработной платы.

Программа социально-экономического развития Брестской области на 2006 — 2010 годы утверждена решением областного Совета депутатов от 10 ноября 2006 г. В связи с Указом Главы государства от 7 июня 2007 г. № 265, утвердившим Комплексную программу, произведено ее уточнение с учетом местных интересов. В настоящее время она охватывает 25 малых и средних городских поселений.

Налоговые льготы (снижение ставок налога на недвижимость, земельного и экологического налогов) в 2008 году предоставлены 27 предприятиям (в 2007 году — 5) на сумму 1,7 млрд. рублей.

К 395 субъектам малого предпринимательства применены пониженные ставки по упрощенной системе налогообложения. Благодаря этому только за последние два года количество малых предприятий возросло в 3,1 раза. Например, Ивацевичским районным Советом депутатов были дважды приняты решения, которыми предусмотрено снижение на 50 % ставок по налогам на недвижимость и земельному налогу пяти предприятиям, реализующим инвестиционные проекты по модернизации производства и созданию новых рабочих мест. Так, в ОАО «Телеханский ЗСИ» (г.п. Телеханы) это способствовало завершению проекта по реконструкции части зданий и сооружений под производство деревянных окон и дверей из клееных конструкций. Введены в эксплуатацию 2539 кв. метров площадей ранее законсервированных цехов и котельная.

Ход реализации в районе Комплексной программы, а также некоторых других программ социально-экономического характера с периодичностью один раз в полугодие (решение райсовета от 30 мая 2008 г. № 70) рассматривается на заседаниях президиума районного Совета. Вопросы для его обсуждения, как правило, накапливаются на приемах и собраниях граждан, встречах в трудовых коллективах с председателем и депутатами райсовета. Если возникают проблемы, затрагивающие интересы административных территорий и населения, своевременно инициируются и вносятся изменения в Комплексную программу, а при необходимости и в некоторые другие программы района. Подобная практика в работе местных Советов депутатов есть почти в каждом районе Брестской области.

За годы реализации Комплексной программы во всех отраслях экономики малых и средних городских поселений создано более 11,4 тыс. рабочих мест, что в 1,4 раза превышает установленное задание. Уровень безработицы снизился с 2,3 до 1,3 %, средняя заработная плата выросла в 1,5 раза и в декабре 2008 года составила 843,9 тыс. рублей. Использовано 1,5 трлн. рублей инвестиций в основной капитал.

В Витебской области в разработке мероприятий и осуществлении контроля за их исполнением самое активное участие принимают депутаты, постоянные комиссии местных Советов депутатов, ответственные работники их аппаратов.

Актуальные проблемы развития малых и средних городских поселений анализируются на ежегодном совещании председателей Советов депутатов первичного уровня, где подводятся итоги их организационной работы.

С целью создания производств и выпуска новых видов продукции местные Советы депутатов также используют практику предоставления субъектам хозяйствования налоговых льгот, отсрочек платежей и других форм финансовой поддержки. Так, налоговые льготы по платежам в республиканский бюджет в 2008 году получили 95 субъектов хозяйствования, в том числе 61 предприятие коммунальной формы собственности. Общая сумма льгот составила более 14 млрд. рублей. Решениями Советов депутатов базового уровня льготы по платежам в местные бюджеты предоставлены 15 предприятиям области на общую сумму 923,9 млн. рублей.

Только в прошлом году в малых и средних городских поселениях освоено 494,4 млрд. рублей инвестиций. Задание Комплексной программы выполнено на 180 %. Реализовано 287 инвестиционных проектов. Всего за три последних года в развитие малых и средних городских поселений области направлены средства в сумме 1 трилл. 154 млн. рублей.

В результате реализации инвестиционных проектов в г.п. Шумилино построена автозаправочная станция, в г. Барань создано швейное производство, в г.п. Оболь освоен выпуск клинкерного кирпича. В г.п. Ветрино открыт швейный участок ОАО «Мона», в г.п. Шарковщина создан цех по производству мебели.

Это далеко не все реализованные проекты. В 2008 году в малых городских поселениях было организовано 30 новых производств. К примеру, крестьянско-фермерское хозяйство Ю.У.Жингеля в г.п. Россоны приступило к выпуску топливных брикетов из отходов переработки древесины. На базе ГЛХУ «Россонский лесхоз» создано производство по выпуску топливной щепы, которая используется в котельных не только в г.п. Россоны, но и поставляется в Верхнедвинск и Полоцк. Аналогичное производство организовано и в ГЛХУ «Глубокский опытный лесхоз». В Бешенковичском, Докшицком и Шумилинском райпо организован выпуск замороженных дикорастущих ягод и грибов (установлены сплит-системы).

Продолжалась работа по развитию инфраструктуры социальной сферы малых и средних городских поселений. В отрасли здравоохранения проведена модернизация и переоснащение оборудованием операционных блоков и реанимационных отделений всех центральных районных больниц, дооснащены медицинским оборудованием Лынтупская, Подсвильская, Езерищенская, Ветринская, Воропаевская амбулатории. Ведется строительство центральной районной больницы в г.п. Шарковщина. За 2006 — 2008 годы в развитие отрасли вложено почти 24 млрд. рублей инвестиций.

Численность работников, занятых в экономике этих поселений, выросла за год на 6154 человека. Возросла заработная плата, которая по состоянию на 1 января 2009 г. составила 788,3 тыс. рублей. Уровень безработицы за этот период снизился с 2,5 до 1,1 %. Почти втрое (с 317 до 928) выросло количество малых предприятий. За 2008 год в малых городских поселениях организовано 30 новых производств.

В Комплексную программу Гомельской области включены 31 малое и среднее городское поселение. Ключевую роль в развитии территорий областной Совет депутатов и исполнительные органы отводят привлечению всех видов инвестиций. На их реализацию в 2008 году направлено 179,4 млрд. рублей, что более чем в два раза превышает плановый объем финансирования.

Ведется активная работа по развитию бизнеса в малых и средних городских поселениях, сельских населенных пунктах. Так, в октябре — ноябре 2008 года в Буда-Кошелево и Рогачеве проведены встречи руководства области с представителями бизнеса по вопросам государственной поддержки субъектов малого предпринимательства и реализации Декрета Президента Республики Беларусь № 9. Решением Гомельского областного Совета депутатов от 19 июня 2008 г. в областную программу поддержки малого предпринимательства области на 2007 — 2010 годы включен отдельный раздел «Развитие малого бизнеса в малых и средних городских поселениях».

В рамках реализации Комплексной программы традиционно важным для Советов области был и остается вопрос благоустройства населенных пунктов, наведения порядка на земле. Следует отметить рост активности населения по благоустройству придомовых территорий, оформлению цветочных композиций, особенно в агрогородках. В практику работы местных Советов прочно вошли организация массовых субботников, единых санитарных дней, проведение конкурсов на лучшее подворье, в том числе на лучшее сельское подворье молодой семьи.

Должное место благоустройство занимает и в системе соревнования органов самоуправления. Немало положительных примеров в этом плане есть в Буда-Кошелевском, Рогачевском, Гомельском и ряде других районах области.

Заслуживает одобрения и поддержки достаточно многоплановый подход к этим проблемам со стороны Копаткевичского поселкового Совета депутатов Петриковского района и его председателя Попко А.И. Данный подход базируется и осуществляется на основе проработок, сделанных учеными в рамках международного проекта «Зов Полесья», финансируемого Всемирным банком по содействию устойчивому развитию Беларуси. При реализации практически всех программ социально-экономического развития приоритетное внимание здесь уделяется вопросам экологии, создания благоприятной и вполне комфортной среды для проживания и здоровья людей. Речь идет не только о наведении порядка на земле, но и об улучшении водного и воздушного режима территории, о качестве воды и воздуха, предотвращении деградации и истощения земель, восстановлении болот, стимулировании облесения и спасении небольших лесов, безопасности использования и охраны торфяников. Глобальный экологический фонд ПРООН оказывает содействие и частично финансирует осуществление этих проектов на территории поселкового Совета.

По итогам работы за 2008 год в малых и средних городских поселениях создано 3883 рабочих места, число малых предприятий возросло до 661, уровень зарегистрированной безработицы снизился до 1,1 %. Темп роста производства потребительских товаров составил 118,4 %.

В Комплексную программу Гродненской области включены показатели программ развития 30 малых городов и поселков.

Развитие малых и средних городских поселений находится на контроле областного и районных Советов депутатов. Периодически на заседаниях президиумов и постоянных комиссий рассматриваются вопросы, касающиеся этой сферы.

На заседании постоянной комиссии областного Совета депутатов по промышленности, строительству, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству в прошедшем году рассмотрен ход реализации Комплексной программы в Берестовицком районе. Проведен круглый стол для депутатов Гродненского районного Совета депутатов с участием председателей поселкового и сельских Советов депутатов на тему «Возрождение малых городов и поселков — приоритетная задача социально-экономического развития страны».

На выездной сессии Волковысского районного Совета депутатов рассмотрен вопрос «О ходе выполнения инвестиционных программ развития городских поселений района» в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 7 июня 2007 г. № 265.

Местными Советами депутатов области принят ряд решений, направленных на оздоровление убыточных организаций, расположенных в малых и средних городских поселениях. Так, для поддержания организаций льняной отрасли решением областного Совета депутатов предоставлена отсрочка до 31 декабря 2012 г. погашения образовавшейся на 1 января 2008 г. задолженности по платежам в местные бюджеты.

Для восьми организаций, реализующих инвестиционные проекты в малых и средних поселениях, районными Советами предоставлены льготы по налогу в размере 50 % ставки, установленной законодательством.

Итоги работы по реализации Комплексной программы областной Совет депутатов обсудил на совместном семинаре-учебе с участием председателей районных Советов и заместителей председателей райисполкомов в Дятловском районе.

В Комплексную программу Минской области включено 38 малых и средних городских поселений.

Работа структурных подразделений облисполкома, областных организаций, районных и городских Советов депутатов и исполнительных комитетов рассмотрена на базе г. Жодино на совместном заседании президиума Минского областного Совета депутатов и областного исполнительного комитета 25 сентября 2008 г.

В целом ход реализации региональных программ рассмотрен в предыдущем году на сессиях практически всех районных Советов депутатов. В большинстве же районов состоялись совместные заседания райисполкомов и президиумов районных Советов депутатов. Так, в сентябре 2008 года состоялась выездная сессия Молодечненского районного Совета депутатов в г.п. Радошковичи, где была заслушана информация депутатов райсовета об их непосредственном участии и влиянии на решение вопросов жизнедеятельности этого региона.

С целью оказания помощи семьям по решению жилищного вопроса создаются жилищно-строительные кооперативы. Городейский поселковый Совет депутатов выступил инициатором создания ЖСК «Городейский-1». В настоящее время ведется строительство 40-квартирного жилого дома. Для улучшения жилищно-бытовых условий и стабилизации демографической ситуации сформированы два жилищно-строительных кооператива в Несвиже. По нашему мнению, подобная практика заслуживает всяческой поддержки и одобрения.

Ежегодно в городах и районах области на сессиях Советов депутатов утверждаются программы по развитию предпринимательства. Ход их выполнения находится на контроле постоянных комиссий Советов. Малому бизнесу оказывается необходимая консультационная помощь, финансовая поддержка наиболее привлекательных проектов, организационная помощь по продвижению его продукции на рынках. Регулярно обновляется и доводится до сведения информация о неиспользуемых объектах государственной собственности, планируемых к продаже.

Для содействия безработным, проживающим на территории малых и средних городских поселений, в организации ими предпринимательской деятельности оказывается финансовая поддержка в виде ссуд и субсидий. В целях повышения конкурентоспособности безработных на рынке труда проводится их профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации за счет средств фонда социальной защиты. За 2008 год в г. Заславле Минского района оказано содействие в трудоустройстве 192 обратившимся гражданам, среди которых 120 ранее безработных.

На комплексное и сбалансированное развитие социальной сферы регионов большое влияние оказывают решения сессий, запросы депутатов и предложения органов территориального общественного самоуправления. Так, по ходатайству депутатов Смиловичского поселкового Совета депутатов в районную программу включена реконструкция здания бывшей вспомогательной школы-интерната. В результате здесь созданы детский приют, дом детского творчества, спортивно-оздоровительный комплекс, больница и поликлиника.

Местные Советы и исполнительные органы поддерживают и всячески стимулируют развитие производства, связанного с переработкой местного сырья и ресурсов. Особенно это характерно для производства стройматериалов. Так, решением Молодечненского районного Совета депутатов установлен понижающий коэффициент к ставкам налога на недвижимость, земельного налога и налога за использование природных ресурсов (экологического налога) в части платежей за использование (изъятие, добычу) природных ресурсов для ОАО «Радошковичский керамический завод».

Со стороны областного Совета депутатов, органов местного управления и самоуправления много внимания уделяется вопросам благоустройства территорий. Эти вопросы периодически заслушиваются на сессиях, президиумах Советов и заседаниях постоянных комиссий. Так, на сессии областного Совета в апреле 2008 года был рассмотрен ход выполнения работ по наведению порядка на земле и благоустройству территорий населенных пунктов области. По инициативе депутатов в населенных пунктах области проведены два субботника по уборке территорий и месячник по наведению порядка на земле. Регулярно выделяются средства и отслеживается ход работ по сносу ветхих и пустующих домов и других строений. В 2008 году на эти цели из областного бюджета было выделено 2,5 млрд. рублей.

В рамках Года родной земли в области ведется достаточно активная работа по привлечению населения, трудовых коллективов, предпринимательских структур к решению вопросов благоустройства населенных пунктов и наведению порядка на земле.

В Могилевской области мероприятиями по выполнению Комплексной программы охвачены 23 города и поселка, где осуществляются конкретные меры, обеспечивающие выполнение показателей развития малых и средних городских поселений и реализацию важнейших инвестиционных проектов. Например, в мае 2008 года на базе Осиповичского района проведено выездное заседание облисполкома, где обстоятельно обсужден ход реализации Комплексной программы с участием руководителей всех районов области.

Во исполнение плана мероприятий президиум областного Совета депутатов в октябре 2008 года на расширенном выездном заседании рассмотрел ход реализации Комплексной программы в г. Глуске и Глусском районе.

Выполнение требований Комплексной программы является, пожалуй, одним из основных вопросов при рассмотрении президиумом областного Совета отчетов руководителей Советов депутатов по различным направлениям их деятельности. В истекшем году ход ее реализации был обсужден на сессиях Дрибинского, Климовичского, Краснопольского, Кричевского, Мстиславльского, Славгородского, Чаусского, Чериковского районных Советов депутатов.

В ноябре 2008 года на базе области проведено заседание Совета по взаимодействию органов местного самоуправления при Совете Республики, где также всесторонне изучен и рассмотрен вопрос «О взаимодействии Советов депутатов Бобруйского и Осиповичского районов с исполнительными и распорядительными органами в ходе реализации Государственной комплексной программы развития регионов, малых и средних городских поселений Республики Беларусь на 2007 — 2010 годы».

Одно из центральных мест в реализации данной программы в области занимает вопрос занятости населения. Уровень безработицы к численности экономически активного населения в минувшем году составил 0,8 % при прогнозе 1 %.

Создание рабочих мест и наличие достаточного количества вакансий позволило трудоустроить на постоянную работу 5,7 тысячи безработных (100,1 % к заданию). Бюджетные ссуды для создания рабочих мест получили 40 предприятий и организаций на общую сумму 5,3 млрд. рублей. Номинальная начисленная заработная плата по малым городам области достигла 821,5 тыс. рублей, что составило 107,1 % к заданию.

Следует отметить, что в целом областные Советы депутатов при осуществлении мер по реализации Комплексной программы большое внимание уделяют совершенствованию системы и укреплению связей с жителями. В ходе отчетов депутатов перед избирателями, встреч информационных групп с населением, при работе с органами территориального общественного самоуправления ведется заинтересованный разговор о развитии региона, вырабатываются его приоритетные направления и на их основе формируются конкретные предложения граждан.

В нашей стране сложилась практика работы общественных приемных с участием районных служб, депутатов, руководителей местных Советов и органов территориального общественного самоуправления. Анализируются и учитываются предложения граждан, поступающие в средства массовой информации: газеты, радио, местное телевидение. Так, в 2008 году в областной, городских и районных газетах Гомельской области опубликовано около 750 материалов по освещению хода реализации Комплексной программы. В газетах введены специальные рубрики по данной теме.

Представительная власть, изучая настроения людей и прогнозируя ситуацию на подведомственной территории, помогает исполнительной власти инициировать управленческие решения, которые снимают многие проблемы. Это в конечном итоге способствует выполнению важнейших параметров прогноза социально-экономического развития регионов.

Совместная работа местных Советов депутатов и исполнительных комитетов по выполнению мероприятий Комплексной программы показала, что запланированные задания по показателям социально-экономического развития малых и средних городских поселений в основном выполняются.

За последний год субъектами хозяйствования за счет различных источников финансирования создано более 31 тысячи рабочих мест. Уровень зарегистрированной безработицы к экономически активному населению снизился во всех областях и на 1 января 2009 г. составил 1 % при прогнозе на год 1,2 — 1,4 %. Темп роста производства потребительских товаров составил 113,8 %.

Возросла численность населения, занятого в экономике малых и средних поселений. Рост численности занятых наблюдается во всех областях. Увеличилась номинальная заработная плата и число малых предприятий, расположенных в городских поселениях.

Задания Комплексной программы по освоению инвестиций в основной капитал выполнены по всем областям и источникам финансирования и значительно превышают установленные. Однако в ходе ее реализации не в полной мере обеспечено выполнение установленных заданий 2008 года по малым и средним городам. Так, не завершена реализация 32 важнейших инвестиционных проектов (в том числе по 9 объектам, подлежащим завершению в 2007 году), в частности, в Брестской области — 8 проектов, Витебской — 2, Гомельской — 4, Гродненской — 1, Минской — 13, Могилевской — 4 проектов.

Выплата начисленной среднемесячной заработной платы не обеспечена в 16 населенных пунктах, в том числе в Брестской области — в 2, Гомельской — 4, Минской — в 10.

Задание по снижению уровня безработицы не обеспечено в 7 населенных пунктах, в том числе в Витебской области — в 4, Брестской, Гомельской и Гродненской — в одном населенном пункте в каждой из них.

К сожалению, пока не обеспечено выполнение всеми областями, за исключением Брестской, задания по поступлению не менее 2 % доходов в бюджеты базового уровня от вновь созданных организаций.

Вместе с тем рабочая группа считает, что опыт работы местных Советов депутатов по реализации Комплексной программы в целом заслуживает внимания и может быть использован в практике работы Советов областного и базового уровней. Полагаем необходимым направить данную справку областным Советам депутатов для руководства.