Практика и опыт работы комитетов территориального общественного самоуправления г. Минска на примере Фрунзенского района столицы

СОДЕРЖАНИЕ

  • СПРАВКА о практике и опыте работы комитетов территориального общественного самоуправления г. Минска на примере Фрунзенского района столицы
  • ПОЛОЖЕНИЕ о Фрунзенском Совете общественного самоуправления г. Минска
  • УСТАВ комитета территориального общественного самоуправления микрорайона, обслуживаемого ЖЭС № 43
  • ИНСТРУКЦИЯ о порядке проведения смотра-конкурса на лучшую постановку работы комитетов территориального общественного самоуправления города Минска

 

СПРАВКА
о практике и опыте работы комитетов территориального общественного
самоуправления г. Минска на примере Фрунзенского района столицы

Система территориального общественного самоуправления в г.Минске функционирует уже 20 лет. Наиболее эффективно и системно она работает во Фрунзенском районе, где создано 10 комитетов территориального общественного самоуправления (далее —КТОС), и в апреле текущего года будут созданы еще два.

То, что именно в этом районе получило развитие данное направление, не случайно. Сказалось: первое - специфика района, второе — востребованность у населения в функционировании данного института самоуправления, третье – удачное избрание общественников во главе КТОСов, четвертое — содействие депутатского корпуса ( в районе избираются 4 депутата Национального собрания Республики Беларусь и 10 депутатов Мингорсовета).

Фрунзенский район г. Минска – самый крупный район в стране, где проживает почти 400 тысяч населения, 75 тысяч получателей пенсий и пособий, 20,5 тысячи инвалидов, 1585 ветеранов Великой Отечественной войны, 1418 воинов-интернационалистов, 72 тысячи молодежи в возрасте до 18 лет. При этом в районе только 9 промышленных предприятий с численностью работающих свыше 1000 человек. Поэтому эффективная организация работы с населением по месту жительства является приоритетной в работе местной администрации. Руководство района крайне заинтересовано в создании и развитии институтов местного самоуправления как механизма взаимодействия с населением по формированию социального заказа развития территории и системы городского сервиса по решению проблем жителей столицы и улучшению среды жизнедеятельности горожан.

В настоящее время в республике сформирована достаточная нормативно-правовая база для функционирования КТОСов: Указ Президента Республики Беларусь от 12 января 2007 г. № 21 «О повышении роли органов местного управления и самоуправления в решении вопросов жизнеобеспечения населения», Закон Республики Беларусь от 20 февраля 1991 года № 617-12 «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», Закон Республики Беларусь от 12 июля 2000 года «О статусе столицы Республики Беларусь – города Минска», Устав города Минска, утвержденный решением Минского городского Совета депутатов от 26 июня 2001 года № 193, ряд решений Минского городского Совета депутатов по данному направлению и др.

Основной целью деятельности КТОСов является объединение жителей соответствующей территории для самостоятельного решения вопросов местного значения в соответствии с законодательством Республики Беларусь, содействие развитию институтов местного самоуправления и тесное взаимодействие с местной администрацией, максимальное информирование населения и вовлечение его в процессы общественно-политической жизни района, города в целях улучшения среды жизнедеятельности горожан. При этом КТОСы в своей деятельности не выполняют какие-либо функции местной власти и не подменяют собой депутатский корпус.

Принципами деятельности КТОСов являются волеизъявление жителей соответствующей территории; выборность и подконтрольность населению; гласность и учет общественного мнения; защита прав и законных интересов граждан; ответственность за решение вопросов местного значения в пределах предоставленных полномочий; сочетание местных и государственных интересов.

Основными задачами КТОСов во Фрунзенском районе г. Минска являются:

изучение, учет, анализ общественного мнения жителей по вопросам экономического и социального развития соответствующей территории, информирование власти об оценке жителями тех или иных ее действий;
информирование населения о перспективах развития территории, социально-экономической и общественно-политической ситуации; отстаивание законных интересов жителей соответствующей территории, содействие решению вопросов, имеющих местное общественное значение;
развитие инициативы и привлечение жителей к решению задач по улучшению среды жизнедеятельности горожан, сохранности, эксплуатации, ремонта, благоустройства жилых домов и придомовых территорий;
организация общественной заботы о пожилых и одиноких людях, ветеранах войны, инвалидах. Привлечение к этой работе студентов, школьников, других слоев населения;
содействие организации культурного досуга населения;
участие в организации работы с неблагополучными семьями, трудными детьми и подростками;
содействие благотворительности и движению милосердия;
оказание помощи органам исполнительной власти и депутатам в работе с населением;
содействие правоохранительным органам в обеспечении правопорядка и профилактика правонарушений на соответствующей территории;
вовлечение жителей в общественную и культурную жизнь города и района.

Создание и регистрация КТОСов регламентируются решением Мингорисполкома от 05.11.1999 № 1156 «Об утверждении Положения о регистрации комитетов территориального общественного самоуправления в городе Минске» и Положением о Фрунзенском Совете общественного самоуправления г. Минска.

В осуществлении территориального общественного самоуправления могут принимать жители, проживающие в г. Минске и достигшие 18-летнего возраста. Создание комитетов территориального общественного самоуправления инициируется группами граждан, насчитывающими не менее 10 человек и проживающими на территории предполагаемого комитета. Инициативная группа граждан представляет в администрацию района заявление о создании комитета территориального общественного самоуправления, в котором указываются территория, на которой предполагается создание комитета, порядок избрания уполномоченных (делегатов) и модус представительства на учредительную конференцию. Заявление инициативной группы в месячный срок рассматривается на заседании администрации района, после чего принимается решение и выдается удостоверение о регистрации установленного образца.

КТОСы функционируют на время деятельности избранного созыва депутатов Мингорсовета. Администрация района оказывает содействие в предоставлении помещений для деятельности КТОСов и размещения их оборудования.

Как правило, КТОСы формируются на базе одного из ЖЭСов, хотя в отдельных случаях в новых микрорайонах целесообразно создание КТОСов на базе нескольких ЖЭСов, так как на указанных территориях немного проблем в жизнедеятельности горожан. К тому же отсутствие ярко выраженных проблем, требующих общественного обсуждения или являющихся резонансными для общества, оказывает влияние на степень общественной активности. Кроме того, люди здесь между собой малознакомы, что сказывается на уровне и степени общения и коммуникации. Также микрорайоны новостроек заселяют в основном граждане молодого и среднего возраста, для которых нехарактерны, как правило, активные общественные проявления. Именно поэтому КТОСы во Фрунзенском районе получили наибольшее развитие и распространение в «старых» микрорайонах с устоявшимся контингентом жителей или же в микрорайонах, где существуют проблемы в части улучшения среды жизнедеятельности горожан.

Вопрос создания КТОСов решается в тесном взаимодействии с администрацией района, депутатским корпусом всех уровней. Кандидаты на должность председателя КТОСа проходят предварительное изучение и собеседование в администрации района. Как правило, на их место подбираются бывшие директора школ, заведующие учреждениями здравоохранения, общественники, которых на данной территории знают и к которым высокая степень доверия у местного населения. Данное собеседование преследует цель найти точки соприкосновения в решении задач развития территории. Как правило, председатели КТОСов подбирают себе команду единомышленников, с которыми их связывала профессиональная либо общественная деятельность или простое соседство домами, подъездами.

В работе КТОСов имеются как общие и единые подходы в организации работы с населением, так и специфические в силу того, кто становится председателем КТОСа и какую команду единомышленников удается собрать. Например, в работе КТОСов, возглавляемых воинами-интернационалистами (КТОС — 57, КТОС — 103) большое внимание уделяется патриотическому воспитанию молодежи, выступлениям в учреждениях образования. В то же время КТОСы, возглавляемые педагогами, в своей работе акцентируют внимание на организации мероприятий культурно-досугового направления, развитии народного творчества посредством проведения различных конкурсов и выставок. Ряд КТОСов большее внимание уделяет спортивному направлению (КТОС — 54). Существующая практика позволяет существовать широкой палитре методов и стилей работы с населением по месту жительства.

В целях системной организации работы КТОСы создают у себя следующие секторы : сектор по культурно-массовой работе; по патриотическому воспитанию молодежи; по работе с одинокими и пожилыми людьми, ветеранами войны и труда; по благоустройству и развитию территории; по профилактике и содействию охране правопорядка и общественной безопасности.

Базовой основой для организации работы КТОСов являются старшие по подъездам и домам, деятельность которых осуществляется согласно Положению о старших по домам и подъездам Фрунзенского района г. Минска. С таршие по домам и подъездам избираются на основе добро вольного волеизъявления граждан на собраниях жильцов по предложению населения или админи страции района, членов КТОСов, УП ЖРЭО, УП ЖЭС.

КТОСы регулярно (не реже 1 — 2 раз в месяц) собирают старших по домам и подъездам для обсуждения насущных проблем микрорайона. Данные проблемы обобщаются и рассматриваются на ежемесячных совещаниях у главы администрации с расширенным хозяйственным активом района. Главой администрации делаются конкретные поручения, которые берутся на контроль в администрации района. Наряду с этим каждый КТОС составляет план работы и мероприятий на год, который согласовывается с заместителем главы администрации, курирующим общественные организации.

В работе КТОСы стремятся максимально решать вопросы развития территорий собственными силами посредством проведения субботников и иных общественных акций. Так, живой отклик и поддержку у населения получил конкурс рисунков и сочинений среди детей по профилактике пьянства. По результатам указанного конкурса администрация района оказала содействие в издании плакатов и иной полиграфической продукции.

Активисты КТОСов широко вовлечены в работу с одиноко проживающими, молодежью, культурно-массовую работу по месту жительства, организацию встреч с населением по самым насущным вопросам и перспективам развития района и микрорайонов .

В настоящее время КТОСы расширяют работу по пропаганде здорового образа жизни и профилактике асоциального поведения граждан. Заметна роль КТОСов по формированию у жителей района потребности личного участия в акциях по благоустройству дворовых территорий, цветочному и художественному оформлению подъездов. Ежегодно КТОСы проводят конкурсы, итоги которых подводятся в администрации района с вручением наград, подарков и проведением праздничного концерта.

Особая роль отводится КТОСами в организации культурного досуга населения в микрорайонах с акцентом на развитие народного творчества и традиций. На своей территории администрацией района совместно с КТОСами определено 9 площадок для проведения культурно-массовых мероприятий, которые в наибольшей степени удобны для жителей и не создают дискомфорта. Регулярными и пользующимися популярностью стали у горожан праздники: Новоселье, Праздник двора, улицы, а также Масленица, Коляды и др. При этом КТОСы постоянно инициируют вопрос о проведении указанных праздников с запретом продажи алкогольных напитков, что находит поддержку в решениях администрации района.

По инициативе КТОСов в настоящее время активно прорабатывается вопрос по благоустройству зеленых зон отдыха в микрорайонах новостроек, особенно для молодых семей, воспитывающих детей.

Значительную роль КТОСы отводят патриотическому воспитанию молодежи и преумножению традиций района. Так, члены КТОСсов выступили с инициативой утверждения в районе звания «Почетный житель Фрунзенского района г. Минска» и присвоения этого звания Героям Социалистического Труда – жителям Фрунзенского района, а также воинам-интернационалистам, погибшим при исполнении служебного долга.

Для координации работы председатели КТОСов избирают «старосту» (Прохорова Валентина Федоровна), которого в администрации района включают в состав ряда постоянно действующих комиссий и координационных советов (комиссия по работе с ветеранами, пожилыми людьми — «Забота»; комиссия по оказанию государственной адресной социальной помощи; Координационный совет по проблемам пожилых людей, ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войн; комиссия по благоустройству территории; Межведомственный координационный совет по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»). Председатели КТОСов входят в состав районной информационно-пропагандистской группы для проведения единых дней информирования.

Ввиду того что председатели КТОСов — это, как правило, пожилые люди и пенсионеры, при их помощи и поддержке организовывается работа по оказанию помощи малоимущим, одиноким и социально незащищенным гражданам, ветеранам войны и труда. По этому направлению налажено тесное взаимодействие с ОО «Красный Крест» и волонтерами БРСМ. Благодаря активной жизненной позиции членов КТОСов удалось не допустить в ряде случаев незаконное отчуждение жилья одиноких граждан риэлторскими компаниями.

На сегодняшний день КТОСы представляют уже во многом сложившуюся систему и играют важную роль связующего звена между органами местной власти и жителями района. Как институт общественного самоуправления КТОСы совместно с районными властями работают над развитием территории и при этом не претендуют на получение какой-либо власти. Они призваны систематизировать в своем микрорайоне потребности жителей и донести их до администрации, чтобы затем совместными усилиями эти проблемы решить. КТОСы – своеобразная «лакмусовая бумажка», которая позволяет местным властям принимать правильные управленческие решения в интересах всех жителей.

Председатели КТОСов входят в состав комиссий по приемке домов после проведения капитального ремонта, являются организаторами и активными участниками ежегодных смотров-конкурсов на лучший двор, подъезд, балкон (лоджию), о присвоении звания «Дом образцового порядка», решают совместно с ЖЭСами проблемы озеленения, оборудования детских площадок, организации субботников. Районные КТОСы работают совместно с районными органами внутренних дел по обеспечению безопасности на территории: осуществляют контроль за обеспечением общественной безопасности, деятельностью игровых клубов, недопущением реализации алкогольной продукции несовершеннолетним. «Трудные» подростки, неблагополучные семьи, одинокие пожилые – все эти люди в КТОСах на заметке. Активисты КТОСов выступают инициаторами общественного обсуждения вопросов о реализации в районе инвестиционных проектов, инициируют и активно участвуют в организации районных и общегородских культурно-массовых, спортивных и других общественных акций, в важнейших общественно-политических мероприятиях страны (выборы Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и местных Советов депутатов).

На сегодняшний день в 40% участковых комиссий и 100% окружных или районных комиссиях по выборам участвуют члены КТОСов. У местного населения высокая степень доверия избирательным комиссиям, сформированным из членов КТОСов.

О степени доверия и авторитета КТОСов у населения может говорить и тот факт, что делегатами трех всебелорусских народных собраний избирались руководители КТОСов.

Кроме того, инициативная работа активистов КТОСов позволяет вовлечь многих неравнодушных граждан в решение местных проблем, непосредственное участие в улучшении среды жизнедеятельности, процесс развития территории. Исходя из этого, основной социально-политической целью районной администрации во взаимодействии с комитетами территориального общественного самоуправления является максимальное «снятие» общественного напряжения посредством создания и развития институтов местного самоуправления.

При формировании районных программ по развитию территории руководство района исходит из пожеланий его жителей. Взаимная польза от взаимодействия КТОСов и местной администрации состоит в том, что КТОС формирует на конкретной территории социальный заказ власти по решению насущных проблем горожан. Местная власть имеет возможность формировать программы социально-экономического развития региона исходя из наиболее злободневных проблем населения. На практике реализуется формула (население — социальный заказ — власть — программа действий) по улучшению среды жизнедеятельности, удобной для горожан, что полностью соответствует содержанию нынешней «пятилетки», утвержденной решением третьего Всебелорусского народного собрания о построении государства, удобного для людей. Вот почему сегодня основной задачей депутатов местных Советов является стимулирование создания КТОСов и активная работа с ними.

Сегодня анализ деятельности КТОСов Фрунзенского района показывает, что в современных условиях они способны стать равноправными партнерами органов власти в эффективном решении общих задач.

Очень важным механизмом, позволяющим повысить статус КТОСов, их роль и место, является совместная работа с администрацией района по организации и проведению встреч с населением по месту жительства, а также с депутатским корпусом Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и Мингорсовета по снятию проблемныхвопросов. Данная практика позволяет обсуждать инвестиционные проекты еще на стадии принятия решения о разрешении строительства, в следствие чего не поступают обращения граждан претензионного характера о целесообразности строительства того или иного объекта. Следует отметить, что проводимые в районе ежемесячные встречи с населением по месту жительства организовываются активистами КТОСов, которые заранее информируют администрацию о возможных вопросах, что позволяет более качественно подготовиться к встрече и повысить их эффективность. Так, данная практика позволила району в прошлом году выйти на 2-е место в городе, как региону с наименьшим количеством обращений в вышестоящие организации.

Руководство столицы, Минского городского Совета депутатов всемерно поддерживают инициативы и начинания горожан, направленные на улучшение облика столицы. И символично, что в городском смотре-конкурсе на лучшую организацию работы КТОСов фрунзенские КТОСы на протяжении последних лет неизменно занимают первые места.

Не всю работу КТОСов можно измерить цифрами. Гораздо больше ценится воспитание в жителях района социальной ответственности, гражданской позиции и активности. Безусловно, КТОСы – это общественные организации, которые не подчиняются ни исполнительным, ни распорядительным органам власти. Это своеобразный общественный контроль. Работа КТОСов служит на пользу жителям столицы и обществу в целом. Функционирование КТОСов — это практика, когда общество берет на себя ответственность и готово участвовать в решении проблем. Это признак цивилизованного общества. Опыт и практика проведения избирательных кампаний с активным и широким участием членов КТОСов в составе комиссий различного уровня свидетельствуют о росте доверия населения и международных наблюдателей к результатам выборов. Именно поэтому целесообразно расширять практику формирования комиссий посредством института КТОСов.

На совершенно новый уровень поднимется роль КТОСов в связи с вступлением в силу Закона Республики Беларусь от 10 ноября 2008 года «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» , в соответствии с которым должны создаваться общественные пункты по профилактике. Работа по его реализации в этом году будет разворачиваться. В настоящее время общественность крайне недовольна существующим положением дел с алкоголизацией населения и КТОСы намерены принять самое активное участие в проведении профилактических мероприятий. Воспитательная и профилактическая работа с населением по сокращению фактов асоциального поведения в нынешних условиях становится приоритетной. Важно отметить, что КТОСам удалось выработать практику проведения среди молодежи конкурсов патриотической направленности и профилактики асоциального поведения. По результатам конкурсов совместно с местной администрацией печатаются плакаты и иные пропагандистские материалы. Самым активным образом проявили себя члены КТОСов в проводимых акциях по профилактике асоциального поведения.

В настоящее время КТОСы Фрунзенского района серьезно работают по подготовке к празднованию Дня Победы и 65-летия освобождения Беларуси. Совместно с администрацией района завершается уточнение списков ветеранов, готовится план мероприятий по их чествованию. Учитывая, что текущий год объявлен Годом родной земли, КТОСы намерены расширить практику проведения мероприятий по благоустройству территории собственными силами, продолжить традицию проведения смотров-конкурсов на лучший двор, подъезд, балкон (лоджию), на присвоение звания «Дом образцового порядка».

Вовлечение КТОСов в решение общегородских задач неизбежно приведет к укреплению институтов местного самоуправления на местах, что в конечном итоге послужит общей пользе.

Местная администрация находится только в начале большого пути по созданию и развитию институтов местного самоуправления. Отрадно, что они отдают себе отчет, что данный вопрос требует взвешенного подхода и не терпит суеты и аврала. Заслуживает положительной оценки стремление руководства района совместно с КТОСами воспитывать у горожан культуру городской жизни, прививать понимание того, что улучшать среду жизнедеятельности необходимо самому, в том числе и через развитие местного самоуправления, опираясь на стабильное социально-экономическое и общественно-политическое развитие страны.

Данный опыт работы КТОСов в текущем году будет обобщен и предложен для реализации в других районах г. Минска при проведении запланированного Мингорсоветом семинара с участием всех заинтересованных организаций.

 

 Глава администрации Фрунзенского района г.Минска                                                                   Б.А.Васильев

 Председатель Минского городского Совета депутатов                                                                 М.В. Матусевич

 

 

Отдельные документы, регламентирующие деятельность комитетов
территориального
общественного самоуправления
Фрунзенского района г. Минска

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Протокол общего собрания комитетов
территориального общественного самоуправления
Фрунзенского района г. Минска.
01.12.2008 , № 1.

ПОЛОЖЕНИЕ
о Фрунзенском Совете общественного самоуправления г. Минска

I . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Фрунзенский Совет общественного самоуправления создан решением общего собрания комитетов территориального общественного самоуправления Фрунзенского района г. Минска. 01.12.2008, протокол № 1. Юридический адрес: г. Минск, ул. Кальварийская, 39.

2. В своей деятельности Фрунзенский Совет общественного самоуправления (далее — Совет) руководствуется Законом Республики Беларусь «О местном самоуправлении и местном хозяйстве в Республике Беларусь», действую щими на территории Республики Беларусь законодательными актами и настоящим Положением.

3. Совет является добровольным объединением всех комитетов общественного самоуправ­ ления микрорайонов Фрунзенского района г. Минска.

4. Совет является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать, угловой штамп, бланки, расчетный и иные счета в банке.

5. Структурные подразделения Совета ведут хозяйственную деятельность в соответствии с собственными уставами.

II . ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

6. Основной деятельностью Совета является координация, объединение и концентрация деятельности всех комитетов территориального общественного самоуправления на удовлетворение и осуществление законных прав и интересов жителей района.

Соблюдение законодательства и создание для населения района условий, соответствующих установленному демократическому порядку в районе, в каждом микрорайоне.

7. Деятельность Совета осуществляется на основе демократии, инициативы и ответ­ственности каждого КТОСа микрорайона.

8. Изучение, учет и анализ общественного мнения жителей района, обобщение и распространение наиболее эффективных форм и методов работы комитетов территориального общественного самоуправления в районе, в микрорайоне.

9. Совет строит свою работу в тесном контакте с депутатами Минского городского Совета депутатов по Фрунзенскому району г. Минска, администрацией Фрунзенского района г.Минска , способствует реализации их решений на местах. Совет имеет право знакомиться с организацией и положением всех дел в любом КТОСе Фрунзенского района и при выявлении нарушений закона или Положения о КТОСе вносить предложения об их устранении, а также ставить вопрос о созыве КТОСа микрорайона для принятия мер воздействия на лицо, нарушившее их.

III . СТРУКТУРА СОВЕТА

10. В Совет как структурные подразделения входят председатели комитетов территориального общественного самоуправления микрорайонов Фрунзенского района г. Минска. Для осуществления бухгалтерского учета, финансово-хозяйственной деятельности комитетов при Совете создается централизованная бухгалтерия.

IV . ПРАВЛЕНИЕ СОВЕТА

11. В состав правления Совета входят председатели комитетов территориального общественного самоуправления микрорайонов.

Члены правления избирают из своего состава председателя Совета и его заместителя сроком на 4 года.

12. Председатель Совета и его заместитель считаются избранными, если за них проголосовало более половины из числа принимавших участие в голосовании.

13. В своей деятельности председатель Совета подотчетен членам Совета, его избравшим, а также депутатам Минского городского Совета депутатов по Фрунзенскому району г. Минска и администрации Фрунзенского района г. Минска.

V . ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА

14. Является распорядителем финансовых средств комитетов территориального общественного самоуправления микрорайонов.

Подписывает решения и протоколы заседания Совета, издает в пределах своей компетенции распоряжения.

Представляет Совет во всех государственных органах власти, арбитражах и судах, в Минском городском Совете депутатов и администрации Фрунзенского района г. Минска.

VI . ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СОВЕТА

15. Совет принимает участие в обсуждении и решении всех вопросов, затрагивающих насущные интересы жителей района:

реконструкция и ремонт объектов социально-культурного и бытового назначения, жилых домов и объектов благоустройства, контролирует их реализацию и участвует в государственной приемке;

экологическая экспертиза объектов производственной инфраструктуры района и прилегающей к нему зоны;

подведение итогов работы находящихся на территории района медицинских учреждений, предприятий и организаций торгового, бытового, коммунального и иного обслуживания населения ;

аттестация руководителей и специалистов, обеспечивающих обслуживание района, их премирование и друге формы поощрения; организация выборов на эти должности на конкурсной основе;

организация отчетов перед населением руководителей и специалистов предприятий, учреждений, организаций, занятых обслуживанием жителей района .

16. В своей повседневной деятельности принимает участие в решении вопросов:

жилищно-эксплуатационных служб района, участвует в контроле за их финансово-хозяйственной деятельностью, проведением текущих и капитальных ремонтов, принимает участие в решении вопроса об использовании нежилых помещений и заключении договоров аренды: в области торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения района;

осуществляет контроль за государственной, кооперативной торговлей, бытовым обслуживанием населения на территории района, утверждает планы размещения и специализации предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, содействует внедрению прогрессивных форм торговли и услуг;

устанавливает по согласованию с администрацией района удобные для населения часы работы предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, контро­ лирует соблюдение установленного времени их работы;

области организации здравоохранения осуществляет контроль за организацией работы учреждений здравоохранения, расположенных на территории района, состоянием медицинского и санитарно-профилактического обслуживания населения.

Совет работает на основе принципов демократии, социальной и правовой защиты населения района, их интересов и прав.

Осуществляет общее руководство своими структурными подразделениями (КТОСы микрорайона), соблюдает выполнение принятых ими уставов (Положения о КТОСах микрорайона).

17. Совет несет ответственность за соблюдение договорной, финансовой дисциплины, за необоснованно принятые решения.

Государство не несет ответственности по обязательствам и долгам Совета.

VII . ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ СОВЕТА

18. Финансовые ресурсы Совета образуются из средств в размерах, определенных депутатами Минского городского Совета депутатов.

Финансовые средства Совета хранятся на расчетном счете в банке. Перечисление и выдача средств со счетов районного Совета производятся по распоряжению председателя Совета .

Совет ведет бухгалтерский и статистический учет финансово-хозяйственной деятельности комитетов территориального обществен­ ного самоуправления.

Ответственность за расходование денежных средств возлагается на председателей КТОСов.

19. Бухгалтерский учет осуществляется бухгалтером (на правах главного) на безвозмездной основе.

Учет доходов и затрат осуществляется раздельно по каждому комитету территориального общественного самоуправления с согласованием свободного баланса.

20. Доход Совета используется на возмещение затрат комитетов территориального общественного самоуправления и Совета, осуществление обязательств по налогам в соответствии с действую­ щим налоговым законодательством.

Текущие и перспективные планы хозяйственно-финансовой деятельности Совета, расходы на его содержание и отчет об его исполнении утверждаются исключительно на заседании правления.

Контроль за расходованием финансовых средств осуществляет ревизионная комиссия, избираемая собранием прав­ ления, и государственными органами в порядке, установленном законодательством.

Ревизионная комиссия не реже одного раза в год отчитывается перед общим собранием Совета.

Председатель Фрунзенского Совета  общественного самоуправления                                              В.Ф.Прохорова

 

 

УТВЕРЖДЕН

отчетно-выборной конференцией
микрорайона ЖЭС-43
28 января 2008 года

УСТАВ
комитета территориального общественного самоуправления микрорайона, обслуживаемого ЖЭС-43 г. Минск

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Комитет территориального общественного самоуправления (далее — КТОС) микрорайона ЖЭС-43 находится по ул. Матусевича, 8.

Микрорайон ограничен улицами Ольшевского, Д. Сердича, Матусевича и пр. Пушкина. КТОС имеет угловой штамп, круглую печать и расчетный счет во Фрунзенском отделении "Белбизнесбанка" г. Минска.

КТОС создан на основании V раздела Конституции Республики Беларусь и Закона Республики Беларусь "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь".

В своей деятельности КТОС руководствуется примерным положением об органах территориального общественного самоуправления г. Минска, утвержденным решением 10-й сессии XXI созыва № 249 от 2 декабря 1992 года и Уставом КТОСа.

1.2. КТОС избирается на конференции гражданами, проживающими на территории данного микрорайона и являющимися представителями
(избранными) от жителей домов, а также на конференцию делегируются
представители от организаций и учреждений, находящихся на территории
данного микрорайона.

2. ОБЩЕЕ РУКОВОДСТВО КТОС МИКРОРАЙОНА

2.1. КТОС регистрируется администрацией Фрунзенского района г. Минска.

2.2. Администрация Фрунзенского района г. Минска решает вопрос о роспуске КТОСа микрорайона, если его деятельность противоречит Конституции Республики Беларусь или не соответствует настоящему Уставу.

3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КТОС

3.1. КТОС образуется с целью создания необходимых условий для реализации каждым жителем микрорайона конституционного права на участие в управлении государственными и общественными делами.

3.2. КТОС микрорайона осуществляет общее руководство первичными организациями общественного самоуправления граждан по месту жительства (старшие домов и подъездов, ЖСК и др.), координирует деятельность общественных организаций и формирований жителей (женсовет, совет ветеранов, добровольная дружина, клубы и объединения по интересам и др.), созданных в микрорайоне.

3.3. Основными задачами КТОСа микрорайона являются:

а) изучение, учет и анализ общественного мнения жителей по вопросам экономического и социального развития микрорайона и прилегающей к нему зоны;

б) отстаивание законных интересов жителей микрорайона, выход с
предложениями в различные инстанции по вопросам, имеющим важное
значение для жителей данной территории;

в ) создание и сохранение нормальной экологической ситуации в микрорайоне и прилегающей к нему зоне, организация участия населения в охране окружающей среды;

г) утверждение и развитие самоуправления населения в практической реализации улучшения в экономической, духовной и социальной сферах жизни микрорайона, осуществление контроля за решением вопросов медицинского, торгового, бытового и коммунального обслуживания жителей;

д) развитие инициативы и привлечение всех жителей микрорайона к решению задач улучшения эксплуатации, ремонта, благоустройства жилых
территорий;

е) организация общественной заботы о пожилых и одиноких людях, ветеранах Великой Отечественной войны, Вооруженных Сил СССР и Республики Беларусь, ветеранов труда, инвалидах, развитие движения
"Милосердие", привлечение к участию в нем учащихся и других слоев
населения;

ж) проведение в оспитательно-просветительской, физкультурно-
оздоровительной, спортивно-массовой работы, правового всеобуча, развитие
художественного и технического творчества, внедрение в быт праздников и
народных обрядов, содействие развитию белорусского языка и культуры;

з) повышение политической активности и гражданской ответственности жителей микрорайона, активное участие в подготовке и проведении выборных кампаний;

и) создание в микрорайоне обстановки нетерпимости к ворам, взяточникам, пьяницам и тунеядцам, хулиганам и мошенникам, содействие органам внутренних дел в обеспечении правопорядка.

Конкретные направления и формы деятельности КТОС определяются на собраниях, конференциях жителей микрорайона с учетом общественного мнения и первоочередности задач.

4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ КТОС МИКРОРАЙОНА

4.1. КТОС микрорайона вносит предложения в планы экономического и социального развития по своему микрорайону и добивается их выполнения.

4.2. КТОС принимает участие в обсуждении и решении всех вопросов, затрагивающих насущные интересы жителей микрорайона, в том числе:

· реконструкции и ремонте объектов соцкультбыта, жилых домов и объектов благоустройства;

· в подведении итогов работы находящихся на территории микрорайона медицинских учреждений, организаций торгового, бытового, коммунального обслуживания населения.

4.3. КТОС микрорайона организует отчеты перед населением руководителей и специалистов учреждений и организаций, занятых обслуживанием жителей микрорайона; ставит вопросы об освобождении от занимаемых должностей или привлечении к ответственности тех из них, кто допускает систематическое неисполнение своих обязанностей.

4.4. В области жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства:

а) принимает участие в разработке финансово-экономических планов ЖЭС микрорайона, в проведении текущего и капитального ремонтов;

б) принимает участие в решении вопросов об использовании нежилых помещений;

в) привлекает к работе по благоустройству население, а также организации и учреждения, находящиеся на территории микрорайона, независимо от их ведомственной принадлежности;

г) организует участие жителей микрорайона в улучшении эксплуатации, ремонта и благоустройства жилых домов и прилегающих к ним территорий, а также оказывает помощь ЖЭС в передаче домов на сохранность жителям.

4.5. В области торговли и бытового обслуживания населения микрорайона:

а) осуществляет контроль за торговлей, бытовым обслуживанием населения на территории микрорайона;

б) устанавливает по согласованию с торговым отделом администрации района удобные для населения часы работы предприятий торговли и бытового обслуживания.

4.6. В области организации досуга, культурно-массовой и физкультурно-
оздоровительной работы:

а) принимает меры по массовому развитию физической культуры и спорта среди населения, строительству спортивных площадок и других спортивных сооружений;

б) проводит массовые мероприятия для жителей микрорайона.

4.7. В области охраны здоровья, организации движения "Милосердие":

а) осуществляет общественный контроль за организацией работы
учреждений здравоохранения, расположенных на территории микрорайона,
состоянием медицинского и санитарно-профилактического обслуживания
населения;

б) оказывает помощь органам здравоохранения в организации санитарно- просветительной работы среди населения;

в) содействует развитию в микрорайоне движения "Милосердие", организует учет и общественную заботу о пожилых и одиноких людях, ветеранах войны и труда, многодетных семьях и малообеспеченных жителях.

4.8. В области обеспечения правопорядка, профилактики правонарушений на территории микрорайона:

а) привлекает жителей микрорайона, а также находящиеся на его территории учреждения и организации к активной правоохранительной деятельности, созданию товарищеского суда, общественной инспекции по делам несовершеннолетних, организует индивидуально-профилактическую работу с проживающими в микрорайоне ранее судимыми, семейными скандалистами, несовершеннолетними правонарушителями;

б) организует формирование добровольных дружин для
обеспечения правопорядка на территории микрорайона;

в) содействует проведению юридического всеобуча населения, организует лекции, беседы, выступления перед жителями микрорайона юристов, сотрудников правоохранительных органов;

г) ставит вопрос о подборе инспекторов милиции микрорайона и при необходимости об их отзыве или привлечении к ответственности как не
справляющимися со своими обязанностями;

д) организует обеспечение охраны общественного порядка при проведении физкультурных и других культурно-массовых мероприятий с предполагаемым большим сосредоточением участников и зрителей.

4.9. В области работы с детьми и подростками по месту жительства:

а) координирует работу школ № 32 и № 128 по проведению массовых мероприятий, подростковых клубов по вопросам организации свободного времени детей и подростков;

б) организует работу с семьями, содействует организации групп продленного дня, лагерей по месту жительства.

4.10. КТОС проводит один раз в квартал в установленном порядке общее собрание жителей или их представителей для обсуждения вопросов, относящихся к его ведению.

4.11. КТОС рассматривает предложения, заявления и жалобы жителей по работе организаций, предприятий и учреждений, расположенных на территории микрорайона.

4.12. Решения КТОСа, принятые в пределах его полномочий, не должны противоречить действующему законодательству либо нарушать права, свободы и законные интересы граждан и при соблюдении этого требования обязательны для выполнения всеми предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными в микрорайоне, а также жителями и трудящимися микрорайона.

В случае невыполнения его решений КТОС микрорайона вправе обратиться в вышестоящие организации для принятия мер административного и общественного воздействия или вынесения вопроса об ответственности должностных лиц на рассмотрение в администрацию района.

5. ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ КТОС МИКРОРАЙОНА

5.1. КТОС микрорайона, ревизионная комиссия избираются открытым или тайным голосованием на конференции представителей населения и трудящихся микрорайона. Не менее 3/4 участников собрания должны составлять жители микрорайона.

Участники конференции делегируются собраниями граждан по месту жительства, общественными организациями микрорайона по нормам представительства, установленным администрацией района.

Конференция по выборам КТОСа, ревизионной комиссии микрорайона правомочна, если в ней принимает участие не менее 2/3 представителей.

В состав КТОСа могут быть избраны граждане, достигшие 18 лет, как правило, проживающие или работающие на территории микрорайона, участковые инспекторы милиции.

Избранными в состав КТОСа считаются лица, получившие наибольшее, но не менее 1/2 количество голосов участников конференции в пределах установленной конференцией численности состава КТОСа микрорайона.

5.2. Члены КТОСа могут быть досрочно выведены из состава решением 2/3 его членов и последующим утверждением этого решения на собрании представителей микрорайона.

Избрание новых членов КТОСа микрорайона взамен выбывших производится в порядке, предусмотренном п. 5.1 данного Устава.

5.3. КТОС микрорайона избирает из своего состава председателя комитета. КТОС является постоянно действующим органом.

6. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КТОС МИКРОРАЙОНА

6.1. Деятельность КТОСа микрорайона осуществляется на основе
перспективных и текущих календарных планов, которые утверждаются на
заседании комитета.

6.2. Заседания КТОСа проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц, и правомочны при наличии более 1/2 его состава. Заседания комитета являются открытыми. Все вопросы (кроме вывода из состава членов комитета) решаются простым большинством голосов присутствующих членов комитета и записываются в протокол.

КТОС микрорайона на своих заседаниях рассматривает вопросы, входящие в его компетенцию.

6.3. По направлениям своей работы КТОС микрорайона создает комиссии, возглавляемые членами комитета.

6.4. Комитет не реже одного раза в год отчитывается о своей работе на собрании представителей микрорайона и трудовых коллективов, находящихся на его территории.

6.5. КТОС микрорайона может оформлять на своей территории
информационные стенды, распространять свои информационные материалы
(плакаты, листовки, объявления, сообщения, решения).

7. ОБРАЗОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ И ПОРЯДОК ИХ РАСХОДОВАНИЯ

7.1. Во Фрунзенском отделении "Белбизнесбанка" имеется расчетный счет КТОСа микрорайона ЖЭС-43.

Финансовую основу деятельности КТОСа микрорайона составляют средства, получаемые от спонсоров и администрации района, добровольные целевые взносы граждан, предприятий, учреждений микрорайона, средства, полученные в порядке добровольного содействия от общественных организаций, заинтересованных в деятельности КТОСа микрорайона.

7.2. На основании действующих нормативов ЖРЭО предоставляет комитету помещения для работы с населением по месту жительства без взимания арендной платы, оплачивает местные телефонные разговоры.

7.3. Имеющиеся в распоряжении комитета финансовые средства
расходуются на решение вопросов, входящих в его компетенцию, в том числе:

а) на проведение культурно-спортивных праздников для жителей
микрорайона;

б) на помощь престарелым, одиноким людям, инвалидам, ветеранам войны и труда.

7.4. Председатель КТОСа организует работу с населением микрорайона, комиссий комитета, делопроизводство, финансовую и хозяйственную деятельность, заключает договоры с предприятиями и организациями города Минска, направляет деятельность первичных органов общественного самоуправления, общественных организаций на решение вопросов экономического и социального развития микрорайона.

8. ПОРЯДОК ИЗМЕНЕНИЯ УСТАВА КТОС МИКРОРАЙОНА

Изменение Устава производится решением собрания представителей населения микрорайона принятым большинством, но не менее 2/3 от общего числа участников собрания с последующим утверждением на заседании администрации Фрунзенского района.

Председатель КТОС-43                             В.Ф. Прохорова


УТВЕРЖДЕНО

Решение
Минского городского
Совета депутатов
25.04.2002 № 232
(в редакции решения
Минского городского
Совета депутатов

12.03.2008 № 125)

ИНСТРУКЦИЯ
о порядке проведения смотра-конкурса на лучшую постановку работы комитетов территориального общественного самоуправления города Минска

1. Инструкция о порядке проведения смотра-конкурса на лучшую постановку работы комитетов территориального общественного самоуправления города Минска (далее – Инструкция) разработана на основании Конституции Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь от 20 февраля 1991 года «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» в редакции Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 года (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Беларускай ССР, 1991 г., № 11(13), ст. 122; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 8, 2/137).

2. Настоящей Инструкцией определяется порядок проведения смотра-конкурса на лучшую постановку работы комитетов территориального общественного самоуправления города Минска с целью активизации деятельности комитетов территориального общественного самоуправления по повышению уровня участия жителей соответствующей территории города Минска, в границах которой действует комитет территориального общественного самоуправления, в улучшении архитектурно-эстетического, санитарно-технического состояния и благоустройства жилых домов и придомовых территорий, объектов социального, культурного и бытового назначения, привлечению жителей к решению вопросов, имеющих местное общественное значение, содействию правоохранительным органам в обеспечении правопорядка и профилактике правонарушений, решению иных задач местного значения.

3. Организаторами смотра-конкурса на лучшую постановку работы комитетов территориального общественного самоуправления города Минска являются президиум Минского городского Совета депутатов, постоянная комиссия Минского городского Совета депутатов мандатная, по гласности, самоуправлению, правопорядку и международным связям, управление идеологической работы Минского городского исполнительного комитета.

4. При подведении итогов смотра-конкурса на лучшую постановку работы комитетов территориального общественного самоуправления учитываются следующие направления деятельности комитетов территориального общественного самоуправления:

4.1. благоустройство и содержание в чистоте жилых домов и придомовых территорий, создание благоприятных условий для проживания жителей, проведение субботников, развитие движения за жилой дом высокой культуры содержания;

4.2. совершенствование структуры территориального общественного самоуправления, избрание старших домов, улиц, кварталов;

4.3. работа по привлечению жителей к участию в общественном содержании территорий общего пользования домов: мелкий ремонт, уборка и другое;

4.4. количество избранных старших домов, улиц, кварталов, советов домов, улиц, кварталов;

4.5. количество отремонтированных фасадов домов, территорий общего пользования домов силами общественности;

4.6. работа по уменьшению суммы задолженности среди жителей по оплате коммунальных услуг;

4.7. привлечение жителей к охране общественного порядка;

4.8. участие общественности в профилактике правонарушений;

4.9. воспитательная работа с детьми и подростками по месту жительства;

4.10. развитие физкультурно-оздоровительной и спортивной работы;

4.11. организация культурных мероприятий, праздников дворов, микрорайонов, участие в территориальных мероприятиях, проводимых в административных районах города Минска или в целом по городу Минску, содержание обелисков, памятников, мемориальных досок, расположенных на соответствующих территориях комитетов территориального общественного самоуправления;

4.12. активность участия в политических мероприятиях: выборах Президента Республики Беларусь и депутатов всех уровней, проведении референдумов.

5. Комитеты территориального общественного самоуправления, принимающие участие в смотре-конкурсе на лучшую постановку работы комитетов территориального общественного самоуправления города Минска, 1 раз в год в срок до 1 февраля представляют в Минский городской Совет депутатов сведения о своей деятельности для подведения итогов смотра-конкурса, согласованные с главой (заместителем главы) администрации соответствующего района.

6. Итоги смотра-конкурса на лучшую постановку работы комитетов территориального общественного самоуправления города Минска подводятся на заседании президиума Минского городского Совета депутатов 1 раз в год до 15 февраля на основании информации, предоставленной постоянной комиссией Минского городского Совета депутатов мандатной, по гласности, самоуправлению, правопорядку и международным связям.

7. Расходы по организации и проведению смотра-конкурса на лучшую постановку работы комитетов территориального общественного самоуправления города Минска осуществляются из средств резервного фонда Минского городского Совета депутатов.