Справка о практике работы Островецкого районного и сельских Советов депутатов Гродненской области по привлечению органов территориального общественного самоуправления к решению вопросов жизнеобеспечения сельского населения

В рамках подготовки к состоявшемуся в 2006 году в Гродненской области тематическому семинару с участием председателей областных и Минского городского Советов депутатов управление по взаимодействию с органами местного самоуправления Секретариата Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь совместно с Гродненским областным Советом депутатов изучили практику работы Островецкого районного и сельских Советов депутатов этого района по привлечению органов территориального общественного самоуправления к решению вопросов жизнеобеспечения сельского населения.

Местное самоуправление Островецкого района представлено одним Советом базового и девятью Советами первичного территориального уровня, а также 138 органами территориального общественного самоуправления. В составе районного Совета депутатов 24-го и 25-го созывов работали и работают 25 депутатов, в девяти сельских Советах —109 депутатов. Руководствуясь Законом Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», в целях совершенствования работы органов территориального общественного самоуправления в их состав из числа наиболее достойных и уважаемых жителей всего избрано 238 человек (в том числе 99 старост, созданы два сельских, 17 уличных и 20 домовых комитетов). Для координации их деятельности при районном Совете депутатов создан и функционирует координационный совет, в состав которого входят 11 человек. Возглавляет его председатель районного Совета депутатов Шляхтун И.Б. Кроме того, в структуре районного Совета 24-го созыва была образована постоянная комиссия по мандатам, законности, местному управлению и самоуправлению.

Одним из приоритетных направлений, наметившихся в последние годы в деятельности местных Советов депутатов, стало более активное привлечение органов территориального общественного самоуправления и отдельных их представителей к инициированию и решению насущных проблем жизнеобеспечения населения. Причем делается это посредством все более широкого участия в этой работе депутатов местных Советов всех уровней.

Весьма позитивно то, что одновременно с поиском форм и методов более тесного, эффективного сотрудничества между депутатами и органами территориального общественного самоуправления Островецкий
районный Совет много внимания уделял выработке, совершенствованию и закреплению механизма оперативного и своевременного разрешения возникающих в данном регионе проблем. Эти вопросы регулярно рассматриваются на сессиях районного и сельских Советов депутатов, на заседаниях президиума и соответствующей постоянной комиссии райсовета. Так, на выездной сессии районного Совета депутатов, посвященной выполнению Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» и состоявшейся в сентябре 2004 года на территории Гервятского сельского Совета его председателю поручено более широко привлекать депутатов, старост и представителей других общественных формирований к решению задач комплексного социально-экономического развития подведомственной ему территории.

В марте 2003 года на заседании президиума районного Совета рассмотрен ход выполнения решения президиума Гродненского областного Совета депутатов и областного исполнительного комитета «О работе районных Советов депутатов и исполнительных комитетов по руководству деятельностью первичных территориальных органов местного управления и самоуправления и мерах по дальнейшему повышению эффективности их деятельности» на территории Островецкого сельского Совета депутатов. Исследуемая тема регулярно обсуждается на сессиях сельских Советов депутатов. В частности, на сессии Подольского сельского Совета рассматривался вопрос взаимодействия местного Совета депутатов и органов территориального общественного самоуправления в решении актуальных задач социально-экономического развития населенных пунктов сельсовета, а на сессии Гервятского сельского Совета обсуждался вопрос «О совместной работе сельисполкома и старост деревень по удовлетворению запросов и потребностей населения». Как правило, в работе сессий районного и сельских Советов участвуют старосты сельских населенных пунктов, председатели сельских уличных и домовых комитетов. Для участия в их проведении практически всегда приглашаются депутаты областного Совета и парламентарии.

По нашему мнению, подобная практика заслуживает всяческой поддержки и одобрения, так как при рассмотрении тех или иных направлений деятельности местных Советов, а тем более отчетов депутатов об их работе в избирательном округе позволяет, с одной стороны, иметь объективную информацию с мест; с другой — глубже знать проблемы, требующие своего разрешения на уровне области и страны.

Все более системный и динамичный характер приобретает в районе опыт проведения Дней сельских Советов, являющихся своеобразной школой как для депутатов, так и для представителей органов территориального общественного самоуправления. Ранее ежеквартально, а в последнее время ежемесячно на повестку дня при их проведении выносятся различные вопросы, связанные со своевременным и более комплексным удовлетворением повседневных нужд и потребностей сельского населения. К их подготовке привлекаются старосты, председатели сельских, домовых и уличных комитетов, депутаты, руководители всех отделов райисполкома и соответствующих районных служб. Так, например, в декабре 2005 года проведен День Кемелишковского сельского Совета, на примере которого изучалась практика совместной работы депутатов, органов территориального общественного самоуправления и хозяйствующих субъектов в решении задач жизнеобеспечения населения. Участники и гости посетили Литвянский дом социальных услуг, пункт поддержки личных подсобных хозяйств граждан, ознакомились с практикой работы старосты деревни Литвяны Козловской Л.В., функционированием ряда социальных объектов, а также с практическим и конкретным осуществлением программы благоустройства, наведения порядка и поддержания санитарного состояния населенных пунктов.

Повышению результативности совместной работы депутатского корпуса и органов территориального общественного самоуправления во многом способствует сложившаяся в Островецком районе практика проведения Дней депутатов, как правило, один раз в полугодие. Независимо от того, какие направления и формы деятельности депутатов местных Советов, вытекающие из Закона Республики Беларусь «О статусе депутата местного Совета депутатов Республики Беларусь», вносились на их обсуждение, все они рассматривались через призму улучшения жизненного уровня своих избирателей. При этом глубоко продуманная, а главное актуально спланированная тематика учебы депутатов на протяжении всего созыва системно и последовательно формирует их отношение к тому, что в повседневной работе с населением и особенно при осуществлении своих депутатских полномочий они должны опираться на органы территориального общественного самоуправления. Депутатам районного Совета традиционно раздаются все необходимые материалы об активе, положении дел и имеющихся в избирательных округах проблемах, списки депутатов сельских Советов, старост, членов сельских комитетов населенных пунктов. Подобная практика работы наблюдалась на протяжении всего предыдущего созыва, используется она и сегодня.

Для более глубокого изучения проблем, волнующих население, президиум районного Совета депутатов ежегодно утверждает график приема избирателей членами президиума и депутатами непосредственно на местах, то есть в избирательных округах. В пределах границ каждого избирательного округа определены конкретное место работы депутата, номер его телефона, дни и часы приема, о чем достаточно широко проинформировано население. Таким образом, со своими проблемами к депутатам могут обратиться не только жители, но и депутаты сельских Советов, старосты деревень. Подобная практика дает реальную возможность разрешить большинство достаточно непростых проблем на районном уровне.

На наш взгляд, в районе сложилась и в основном успешно осуществляется системная работа со старостами сельских населенных пунктов, председателями уличных, домовых комитетов. В соответствии с имеющимся планом работы координационного совета их учеба проводится ежеквартально, а в случаях особой необходимости — и чаще. В основном она проходит в виде совещаний на базе того или иного сельского Совета или в форме «круглых столов». Так, например, по инициативе координационного совета в ноябре 2006 года было проведено заседание «круглого стола» на базе районного Совета депутатов, где рассматривались вопросы взаимодействия местных Советов, отдела внутренних дел райисполкома, погранкомендатуры, старост населенных пунктов в борьбе с самогоноварением, распространением наркотических веществ, а также в соблюдении пограничного режима на территории района. Как правило, на повестку дня выносятся наиболее острые и актуальные вопросы жизнедеятельности населения и соответствующих территорий. Удачно выбранные формы работы с активом дали возможность на деле реализовать их потенциал. Работу местных представительных органов власти, совета по координации органов территориального общественного самоуправления всесторонне освещает районная газета «Астравецкая праўда» в специальных рубриках «Трыбуна дэпутата», «Будн i мясцовай улады» и « Мясцовае самакіраванне ».

Проанализировав и обобщив практику работы старост сельских населенных пунктов района, районный Совет депутатов решением от 3 февраля 2005 г. № 10-3 утвердил Положение о старосте сельского населенного пункта района. В нем конкретизированы порядок избрания, основные полномочия и сфера деятельности старост населенных пунктов.

В соответствии с данным Положением староста в своей деятельности подотчетен гражданам, избравшим его, а также поселковому и сельскому Совету депутатов. Его выборы проводятся на собраниях граждан деревни путем открытого голосования. Он избирается на четыре года из числа наиболее уважаемых жителей, достигших 25-летнего возраста и проживающих на данной территории не менее пяти лет. Старосте выдается удостоверение единого образца. Его деятельность распространяется на территорию сельского населенного пункта, в котором он избран. Староста не реже одного раза в год отчитывается о своей работе на общем собрании жителей деревни.

Ввиду малочисленности отдельных деревень один староста может быть избран на несколько населенных пунктов. Спектр деятельности старост достаточно широк. Особенно велика их роль в организации работ по наведению порядка, благоустройству и поддержанию санитарного состояния населенных пунктов (ремонт и содержание дорог, улиц, бань, клубов, колодцев, кладбищ, памятников истории и культуры). Они совместно с работниками социальной службы заботятся об участниках войны, инвалидах, одиноких престарелых гражданах, оказывают им помощь в улучшении материальных и бытовых условий. С участием старост проводится активная работа по закупке молока у населения, оказанию помощи односельчанам в развитии личных подсобных хозяйств.

К участию в решении некоторых социально-бытовых вопросов старосты приобщают односельчан. Как правило, это практикуется при подготовке и проведении районных смотров-конкурсов по присвоению звания «Населенный пункт высокой культуры быта и благоустройства» и некоторых других общественных и массовых мероприятий.

Наиболее активно в данном направлении работают старосты Гервятского сельского Совета депутатов. Так, при содействии старосты деревни Петрики Ечь В.В. с непосредственным участием жителей отремонтирован пешеходный мост через реку Лоша, соединяющий деревни Петрики и Керплошина. Под руководством старосты Сечинской Е.Н. жители деревни Гальчуны своими силами заменили ветхие заборы на новые. Староста деревни Новоселки Радевич Т.П. организовала жителей деревни для благоустройства территории кладбища. Староста деревни Якентаны Островецкого сельского Совета депутатов Печковская Г.С. организовала в доме социальных услуг раз в месяц прием граждан терапевтом, фельдшером, продажу населению необходимых лекарственных средств.

Следует отметить, что старосты не только оказывают практическую помощь Советам депутатов в проведении праздников деревень и религиозных праздников, но и принимают участие в рассмотрении заявлений и жалоб граждан, касающихся удовлетворения их законных интересов и просьб, проводят обследование материально-бытовых условий жизни ветеранов войны и труда. В районе ежеквартально подводятся итоги их работы. По их результатам старосты награждаются благодарственным письмом председателя районного Совета депутатов с вручением денежных поощрений согласно утвержденной совместным решением президиума районного Совета депутатов и районного исполнительного комитета инструкции «О мерах морального и материального поощрения старост населенных пунктов Островецкого района».

Материальное стимулирование старост производится за счет средств местных бюджетов по результатам работы за квартал. Поощрительные выплаты зависят от количества дворов населенного пункта (или пунктов) и устанавливаются в следующем размере:

до 20 дворов — одна базовая величина;
от 21 до 50 дворов — полторы базовых величины;
от 51 до 100 дворов — две базовых величины;
свыше 100 дворов — две с половиной базовых величины.

По нашему мнению, заслуживает всяческого внимания и поддержки тот факт, что по инициативе президиума районного Совета депутатов и координационного совета при райсовете с непосредственным участием председателей сельских Советов, депутатов райсовета и старост проведено комплексное инспекционное обследование всех сельских населенных пунктов района в целях изучения мнения жителей относительно изменения условий их жизни на селе после внедрения государственных социальных стандартов, а также выявления неразрешенных проблем. Для этого предварительно была разработана соответствующая форма акта обследования, в которой учитывались наличие уличного освещения, состояние проезжей части улиц, заборов, возможность вывоза твердых бытовых отходов и др. Одновременно изучались целесообразность изменения режима функционирования обслуживающих организаций и автобусного сообщения, качество телефонной связи, работа почты, состояние торгового, бытового и медицинского обслуживания. При этом население имело возможность высказать свое отношение к деятельности местных органов власти и территориального общественного самоуправления.

Каждый такой акт с изложением имеющих место проблем подписывается председателем соответствующего сельского Совета, депутатом районного Совета, избранного от административной территории, и старостой населенного пункта. Все выявленные проблемы глубоко анализируются и обобщаются районным Советом депутатов и после рассмотрения на сессии направляются для реагирования районным службам. За устранением выявленных проблем установлен контроль, эти вопросы периодически рассматриваются на сессиях Совета. О мерах, принимаемых по их разрешению, население района периодически информируется посредством районной газеты.

Изучение практики совместной работы районного и сельских Советов депутатов Островецкого района и органов территориального общественного самоуправления показывает, что в регионе в целом сложилась достаточно эффективная система взаимодействия между органами местного управления и самоуправления в решении вопросов удовлетворения первоочередных нужд и потребностей населения. Представительная власть, изучая настроение людей и прогнозируя ситуацию на подведомственной территории, помогает исполнительной власти инициировать управленческие решения, которые снимают многие проблемы, упреждая негативные явления. Это в конечном итоге не только способствует расширению возможностей предоставления населению основных государственных социальных стандартов, улучшению демографической ситуации и повышению жизненного уровня людей, но и обеспечивает безусловное выполнение основных важнейших параметров и целевых показателей прогноза социально-экономического развития района. Практически во всех отраслях народного хозяйства в последние годы заметно выросли объемы товарной продукции, значительно повысилась продуктивность пашни, молочного и мясного скотоводства, в целом возросли прибыль и рентабельность производства.

Учитывая изложенное, управление по взаимодействию с органами местного самоуправления Секретариата Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь и Гродненский областной Совет депутатов полагают, что накопленный местными Советами депутатов Островецкого района опыт работы заслуживает поддержки и одобрения, а также использования его в практике работы Советов депутатов базового территориального уровня всех регионов республики.